посмотрел на неделе все фильмы джеймса грэя, известного во многом тем, что его очень любят критики во
франции и россии, но вечно недооценивают на родине, если вообще помнят о его существовании. почему так, отчасти понятно и без просмотра - "маленькая одесса" ничего не собрала, просто будучи фильмом 25-летнего дебютанта про русскую мафию в брайтон-бич, который в своём трагизме категорически не вписывался в ироничную пост-тарантиновскую волну криминального кино середины 90-х; прокат "ярдов" и "иммигрантки" (которая "роковая страсть" этого года) намеренно слил вайнштейн после того, как грэй отказался менять финалы; "любовники" потерялись на фоне перформанс-арта хоакина феникса, который как раз перед их выходом начал жить как рэпер, в итоге только "хозяева ночи" вышли в широкий прокат и хоть что-то собрали. а если искать причины в самих фильмах, то грэй активно работает против штампов и укоренённых зрительских ожиданий на уровне сюжета и характеров, а снимает при этом как суровый классицист, по прочным традициям давно ушедших эпох - поэтому, наверное, в вечно занятом и искрящемся голливуде на него легко не обращать внимания.
но в этом и сила, потому что я сходу не могу назвать много других режиссёров, которые так же эффектно могут создать в кадре пространство, запустить в него небольшую группу непростых персонажей и просто следить за результатом, который никогда не оказывается предсказуемым. грэй часто повторяет в интервью, что наотрез отказывается судить кого-либо из своих героев, что бы они не делали в кадре, в этом он сразу же умнее многих, и поэтому его кино - рай для актёров (марк уолберг, джереми реннер, тим рот и феникс сыграли у него одни из своих лучших ролей, гвинет пэлтроу и марион котийяр - по-моему, вообще самые лучшие). и когда смотришь его по порядку, отдельно приятно наблюдать, как он взбирается всё выше после того, как перестал снимать раз в семь лет. "любовники" тоньше и богаче всех его криминальных драм, "иммигрантка" вообще восхитительным образом заставляет видеть персонажей по-новому в каждой сцене, при этом не используя дешёвых трюков (грэй увлекался этим подходом с самого начала, но никогда ещё не применял его так мастерски). очень здорово. и тем более неприятно, что никаких наград - даже от критиков, которым фильм на самом деле очень понравился - он в конце года, видимо, опять не получит.
Forget it Jake, it's Chinatown.