Субмарина / Submarine
Его имя Оливер Тейт. Он британский школьник. Он считает, что он центр вселенной, самый умный, всё понимающий и всеми любимый. На самом деле он не имеет никаких близких друзей, предельно антисоциален, абсолютно невозмутим и невероятно наивен. Он изъясняется длинными претенциозными закадровыми монологами, любит оставаться наедине с собой, то и дело представляет себя героем фильма и привык с холодной рациональностью подходить ко всему, что происходит вокруг него, не понимая, насколько это порой жестоко. Собственно, вот почему он антисоциален, невозмутим и наивен. Его компания - самый занудный и потерянный в мире отец и погружающаяся в безнадёжную депрессию мать, которые не занимались сексом уже семь месяцев - откуда Оливер это знает, он расскажет вам сам. А ещё он только что понял, что Джордана Беван, с её красным пальто, заговорщицкой ухмылкой, экземой на руках, сигаретами, причёской каре и местом в классе сзади и слева от него - девушка его мечты. И всё заверте.
Вселенная независимого романтического кино сформировалась не так уж давно, но от того лишь быстрее обросла своими собственными стандартами и правилами. Будучи словно ответом на эту нехитрую мысль, "Субмарина" британского дебютанта Ричарда Айоада - это не просто гипертрофированное во всех смыслах инди-муви, это такой гипертрофированный кинематограф вообще. Здесь все персонажи сходят с ума по-своему, превращаясь едва ли не в карикатуры ровно перед моментами, когда они вдруг превращаются в живых, реальных людей, чьи действия влекут за собой самые реальные последствия. Здесь лавстори - запредельно очаровательная и смешная, пока одно такое действие не превратит её в очень верную драму. Здесь мир не имеет времени, окрашен в размытые осенние цвета и вечно служит пристанищем для монтажных фокусов и меланхоличных музыкальных нарезок - до тех пор, пока в результате чего-то, произошедшего на экране, он становится чуть ли не реалистичнее такого хардкорового инди, как, например, "Голубой Валентин".
Безудержная эксцентрика и безжалостная реальность сталкиваются, перемешиваются, и вместе с ними перемешиваются эмоции. С одной стороны, хочется сказать, что кино сложное, глубокое, достойно справляющееся с задачей показать столкновение одного наивного и эксцентричного человека с очень реальным миром вокруг него. И в этом есть правда - в фильме немало моментов, в которые Айоад сводит вместе разные стилистики и получает одну, единую, совершенно гармоничную. Но это ему удаётся отнюдь не всегда, а смешанные эмоции на экране не должны означать смешанные эмоции у зрителя. Очевидных достоинств в фильме предостаточно - это и актёры, и операторская работа, и музыка, и монтаж, и, без преуменьшения, гениальность отдельно взятых кусков хронометража. Одна проблема - когда эксцентричное инди-муви то и дело перетекает в реалистичное, неминуемо уменьшается эффект и от того, и другого. Осталось лишь узнать, ответит ли каким-то образом на это повторный просмотр. Что же до просмотра первого - он, так или иначе, состояться должен.
Forget it Jake, it's Chinatown.