Финчер. Нет, не так. ФИНЧЕР

Здесь обсуждается творчество тех, без кого тот кинематограф, который мы знаем, немыслим. Субьективно, конечно...

Сообщение Птица » 01 май 2005, 20:18

Мари, а как же ФЕЛЛИНИ, БЕРТОЛУЧЧИ, ТАРКОВСКИЙ, ЛИН:))))?
Птица
Тень отца Джона Коннора
 
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: 28 мар 2005, 01:26

Сообщение Мари » 01 май 2005, 22:23

О, Птица, кстати! Но я, видимо, большая привереда. Поскольку абсолютно все фильмы не могу зачислить в шедевры, хотя имена да.
"Эта жизнь была жадной и я для неё годился."Х.С.Томпсон
Мари
Гордость нации
 
Сообщения: 4157
Зарегистрирован: 28 фев 2005, 04:19
Откуда: Москва

Финчер как "наше всё"

Сообщение Unnamed » 02 май 2005, 01:47

Судя по накалу дискуссии, фигура американского режиссера вызывает у российской аудитории нешуточный резонанс...
Начну, пожалуй, с главного. В словосочетании "наше всё" наше - это о поколении. Те, кому сейчас 20-30 лет. А сколько самому Финчеру? То-то и оно. Вердикт: он снимает о нас и для нас. Большинство так называемых "месседжей", которыми густо усеяны его произведения, абсолютно никак не воспринимаемы старшей или младшей возрастной группой. Ярлыки вроде "пропаганда фашизма" (сверху) и "отстой" (снизу) появляются исключительно по причине непонимания. Для того, чтобы разобраться, где пролегает водораздел, стоит обратиться к эпизоду из биографии режиссера. За аутентичность не ручаюсь, "поэтому скажу прямо, как умею". Итак, в начале 90-х наш герой был некими "высшими" силами назначен на должность директора проекта "Чужой-3", после чего на каком-то обеде перетирал особенности сценария то ли с Ридли Скоттом, то ли с Джеймсом Кэмероном, то ли с ними обоими за раз. Начал он просто и буднично: "Я убил Ньют". Кэмерон аж подскочил: "Как?! Мы же ее весь предыдущий фильм спасали!" И ведь спасли... Спрашивается, зачем? Чтобы этот молокосос тут же от нее избавился, словно от ненужной мебели? Эх..
На самом деле, смерть маленькой девочки трудно переоценить, как бы цинично это не прозвучало. Вместе с ней умерла надежда на спасение, питавшая предыдущих "Чужих". Два первых фильма об инопланетных монстрах - это инерция той великой эпохи 50-60-х и отчасти 70-х годов XX века, когда вера в прогресс, светлое будущее, демократию и прочую лабуду была безграничной. Что там (за океаном), что тут (в стране родных осин). В 2000 году оптимисты собирались выращивать на Луне апельсины, притом что в СССР уже лет двадцать как должен был быть коммунизм. В символическом смысле вместе с Ньют эти надежды (ребенок - это будущее, за которое герои неутомимо сражались) были окончательно похоронены. Иллюзии развеялись, а человек (например, Рипли) оказался наедине с реальностью. Да еще всякие твари вокруг! Вот тут-то ему стало реально, не по-детски, страшно. И не одному ему. Финчеру тоже. Может, он острее ощутил этот экзистенциальный ужас, может, просто решил избавиться от него, выплескивая на экран? Так оно и есть. К доктору ходить совсем не обязательно: Дэвид Финчер снимает кино о своих собственных фобиях. Все по-честному, без дураков, без лукавства и притворства. Только обнаженные нервы, натурализм и черный юмор как средство не впасть в излишний пафос.
Фильмы разные, но везде (кроме "Комнаты страха", пожалуй) есть очень важный элемент, который их и объединяет. От поверхности он находится достаточно близко, но его по какой-то непонятной мне причине упорно игнорируют...

(Ладно, спать жутко охота, остальной "поток сознания" - следующим постом).
Unnamed
 

Сообщение Комментатор » 02 май 2005, 11:31

Сильно. Ждём продолжения!
Комментатор
Site Admin
 
Сообщения: 2047
Зарегистрирован: 20 фев 2004, 15:45

Продолжим-с...

Сообщение Unnamed » 02 май 2005, 16:18

Итак, о чем это я? Ах да..
Прежде всего, я полагаю, стоит разобраться, какие именно страхи питают каждый из фильмов режиссера.
1) Фантастический триллер "Чужой-3". Ну да, страх перед инопланетянами. Нет, в более широком смысле: страх перед неизвестностью. Давно ведь замечено, что мы боимся того, чего не понимаем. Чужие в символическом смысле это не просто инопланетная форма жизни - это сгусток всего того плохого, что может пожаловать к нам оттуда. Но заметьте: проблема теперь не во внешних "чужих", "чужой" теперь в тебе самом. Сидит внутри и отчаянно хочет вырваться на свободу.
2) Детектив-триллер "Семь". Страх перед возмездием за грехи. Стесняться не будем, скажем прямо: "алтер эго" режиссера - вовсе не детектив Миллс. Финчер говорит с нами устами Джона До. Квинтэссенцией всего фильма является разговор в полицейской машине. Там же, кстати, режиссер и отвечает на упреки в "излишнем" натурализме: "Если вы хотите, чтобы люди вас услышали, вы не можете просто похлопать их по плечу. Их надо бить кувалдой". Не нравится? А вы что хотели? "Нелегок путь из ада к свету".
3) Шпионский триллер "Игра". Страх перед заговором. Это только кажется, что Николас ван Ортон развлекатся, щекочет себе нервы, убегая или преследуя "неуловимых мстителей". Попробуйте поставить себя на его место. Весь мир против тебя. Верить нельзя никому, даже самым близким людям. Все, что ты создал, все, что имело какой-то смысл, все, на чем держался привычный порядок вещей, рушится в одночасье. Не знаю как вам, а мне было бы страшно.
4) Камерный триллер "Комната страха". Страх перед вторжением в твое приватное пространство. Возможно, для нас это не выглядит таким уж пугающим, но, к примеру, американцы воспринимают словосочетание "мой дом - моя крепость" в буквальном смысле. Для них проникновение в твое жилище - это, фактически, покушение на жизнь, и ты имеешь право защищать его любыми способами, в том числе, даже убивая нападавших.
5) Психологический триллер "Бойцовский клуб". Я оставил его напоследок, потому что данный случай - самый сложный. Когда разбираешь этот фильм, так и хочется скатиться в какие-то частности, поскольку по частям он ничуть не хуже, чем в целом. Жесткая и, главное, успешная атака на современные ценности? Да, конечно. Виртуозно разыгранная история раздвоения личности? Ага. Пропаганда анархизма? И это есть. Можно было бы снять несколько замечательных картин. Но даже сложив все ингредиенты вместе, мы получаем отличное кино, а "БК", без всякого сомнения, фильм выдающийся. В нем чвствуется, что называется, "оголенный нерв" самого Финчера. Тут он выложился на полную катушку. Да, так о какой же фобии идет речь?
На самом деле, в фильме два финала. Собственно развязка и промежуточный "финиш". Тот момент, который Тайлер называет главным в жизни Джека, а стало быть, и в своей тоже. "Химический ожог". Джек сопротивляется, лопочет что-то про гипнотерапию, а Тайлер упорно тащит его к... К чему? "Ты должен признать. Признать без боли и сожаления. Признать, что ты когда-нибудь умрешь". И Джек смиряется. Тайлер: "Поздравляю. Ты уже у последней черты".
Последняя черта - это смерть. И получается, это кино о том страхе, который довлеет над всеми нами. Все остальные фобии - это всего лишь его различные проявления. "Бойцовский клуб" - это фильм о страхе смерти. Именно поэтому он настолько убедителен.

(Ладно, я выдохся немного... Схожу по делам и продолжу. Я так и не сказал, что же объединяет все фильмы Финчера, и это далеко не слово "триллер"...)
Unnamed
 

Сообщение Комментатор » 02 май 2005, 17:22

не знаю, как другие, а я заинтригован :0) ждём-с
Комментатор
Site Admin
 
Сообщения: 2047
Зарегистрирован: 20 фев 2004, 15:45

Окончание, так сказать...

Сообщение Unnamed » 02 май 2005, 20:56

Вопрос: как же избавиться от этих фобий, как преодолеть страх? Ведь не поверим же мы, что режиссер лишь ради какого-то садо-мазохистского удовольствия раскрывает перед нами свои страхи? Нет, его фильмы - это своеобразный сеансы психотерапии, призванные, скажем так, излечить как его самого, так, возможно, и тех, кто все это смотрит. И средство, которое он использует, всегда одно и то же.
Главный герой в финале должен принести себя в жертву. Можно назвать ее искупительной, если угодно. Но, что не менее важно, жертва должна быть обязательно добровольной.
1) Лейтенант Элен Рипли бросается в домну, чтобы убить последнего "чужого" и тем самым спасти цивилизацию. Кое-кто небезосновательно рассматривает этот жест как библейский. Действительно, в падении она выглядит просто-таки как распятый Иисус. Кроме того, если рассматривать тварь в Рипли в качестве обобщенного греха, то аналогия практически полная.
2) Джон До сам приходит и сдается полицейским, чтобы умереть на обочине дороги, закончив тем самым свой "список".
3) Николас ван Ортон бросается вниз с вершины небоскреба, не в силах перенести смерть своего брата, которого он застрелил.
4) Джек, он же Тайлер, стреляет себе в рот, переходя тем самым "последнюю черту".
5) А вот тут случилась неувязочка... В "Комнате страха" жертва оказалась какой-то невнятной. Если честно, я ее там не увидел. Поэтому ожидаемого катарсиса не происходит. Возможно, на этот раз он Финчеру не понадобился. Видимо, после "БК" он уже достаточно "здоров".

Да, не все герои погибают, но это не важно. Важна сама готовность умереть. Точно так же Бог не хотел смерти Исаака, он хотел убедиться, что Авраам готов его убить.
И главное - чтобы излечиться, зрители тоже должны поверить в это. В готовность героя пойти до конца. Они вместе с ним должны пройти через эту очистительную жертву. В этом смысле режиссерская концепция смыкается с христианством, которое, как известно, утверждает, что спасение приносит именно вера в то, что Иисус был распят за твои собственные грехи.

Итак, чтобы преодолеть страх, нужна жертва, причем жертва добровольная. Это, собственно, и есть тот элемент, который все фильмы Финчера объединяет. По-моему, с этого места и стоит плясать, рассматривая творчество американского режиссера.
Unnamed
 

Кто сказал фобии? Что это за ретроспективный психоанализ?

Сообщение myLeon » 02 май 2005, 21:16

Если Финчер хотел оголить свои фобии, то почему снимал не свои истории?
myLeon
 

Сообщение Мари » 03 май 2005, 00:30

Мдя...Чего - то я в жизни пропустила...
Можете меня поздравить, посмотрела "Семь",наконец - то!
А тут такое понаписано... Прям не знаю, с чего начать. И грустно и смешно...
Unnamed
Вас стоит уважать уже хотя бы за то, что таких продолжительных постов тут еще никто не забабахивал. Только один вопрос меня мучает: вы сами - то поняли, чего написали?
Так, щас опять все начнут думать, что я на Финчера ополчилась. Ну и пусть. Сами высказывайтесь.

Дэвид Финчер снимает кино о своих собственных фобиях.

Однако!!! Вот то фобии, да в одном лице! Дык его надоть от общества изолировать, пока не взял в руки кухОнный нож вместо камеры или ентого, ну как его, в который кричат:"Мотор", то бишь "экшн".

Только обнаженные нервы, натурализм и черный юмор как средство не впасть в излишний пафос.


А это я процетировала из любви к искусству, как грится. Нравится перечитывать, настроение поднимает.

Нет, ну я не против Финчера. Я против бреда о Финчере.

Детектив-триллер "Семь". Страх перед возмездием за грехи.

От этого страха особо пугливые могут исповедью чистосердечной избавиться. На кой ляд мочилово - то устраивать? Думаете, все с перепугу грешить перестанут?

Психологический триллер "Бойцовский клуб". Я оставил его напоследок, потому что данный случай - самый сложный.

И получается, это кино о том страхе, который довлеет над всеми нами. Все остальные фобии - это всего лишь его различные проявления. "Бойцовский клуб" - это фильм о страхе смерти. Именно поэтому он настолько убедителен.


А вы не перемудрили?

его фильмы - это своеобразный сеансы психотерапии, призванные, скажем так, излечить как его самого, так, возможно, и тех, кто все это смотрит. И средство, которое он использует, всегда одно и то же.
Главный герой в финале должен принести себя в жертву. Можно назвать ее искупительной, если угодно. Но, что не менее важно, жертва должна быть обязательно добровольной.


Вот интересно, от чего я излечилась? Не пойму, а вы?
И кто, интересно, в "Семи" себя в жертву приносит??? По вашему получается, Джон До:

Джон До сам приходит и сдается полицейским, чтобы умереть на обочине дороги, закончив тем самым свой "список".


Смотрите фильм внимательней. Последняя сцена посвящена последнему в фильме смертному греху-гневу. Джону До было нужно, чтобы именно Дэвид стал его последней жертвой, разгневался и совершил то, за что тот Джона отлавливал и морализировал. Он не жертва и в жертву себя не приносил.

А вот тут случилась неувязочка... В "Комнате страха" жертва оказалась какой-то невнятной. Если честно, я ее там не увидел. Поэтому ожидаемого катарсиса не происходит. Возможно, на этот раз он Финчеру не понадобился. Видимо, после "БК" он уже достаточно "здоров".

Это мне особенно нравится. Из серии бреда шедеврального.
Почему - то очень хочется Финчеру здоровья пожелать. Вот только что он после "выздоровления" снимать будет? Про "жертв" излечения, наверное.

Да, не все герои погибают, но это не важно.

Сильно сказано!

И главное - чтобы излечиться, зрители тоже должны поверить в это. В готовность героя пойти до конца. Они вместе с ним должны пройти через эту очистительную жертву. В этом смысле режиссерская концепция смыкается с христианством, которое, как известно, утверждает, что спасение приносит именно вера в то, что Иисус был распят за твои собственные грехи.


Рыдаю в голос.

Итак, чтобы преодолеть страх, нужна жертва, причем жертва добровольная. Это, собственно, и есть тот элемент, который все фильмы Финчера объединяет. По-моему, с этого места и стоит плясать, рассматривая творчество американского режиссера.


Уже пляшу! И заодно резюме приговарива: налицо проблемы с психоанализом. Тра - ля - ля!
P.S.: Спасибо за эту маленькую радость!
"Эта жизнь была жадной и я для неё годился."Х.С.Томпсон
Мари
Гордость нации
 
Сообщения: 4157
Зарегистрирован: 28 фев 2005, 04:19
Откуда: Москва

А по существу, Мари?

Сообщение Unnamed » 03 май 2005, 01:35

Я, как и Вы, тоже против бреда о Финчере, и не только о нем.
Кажется, моя позиция показалась Вам чересчур резкой, но, быть может, это лишь из-за того, что Вы просто недостаточно хорошо знаете режиссера, а? Для начала позвольте направить Вас сюда: http://www.kino.orc.ru/js/portret/portret_fincher.htm
Там есть прямая речь самого Финчера...

И по поводу свежеотсмотренного Вами фильма "Семь":

Смотрите фильм внимательней. Последняя сцена посвящена последнему в фильме смертному греху-гневу. Джону До было нужно, чтобы именно Дэвид стал его последней жертвой, разгневался и совершил то, за что тот Джона отлавливал и морализировал. Он не жертва и в жертву себя не приносил.


Да, видать давно я не пересматривал его... Хотелось бы просить у Вас прощения за невнимательность, да не могу. Попробуйте еще раз посчитать. Последним умер Джон До - номер 7 (зависть). Дэвид был номером 6 (гнев). Иначе за какие такие прегрешения пострадала его жена? Или ее мы пропускаем?
Джон До - именно жертва, и он единственный, кто принял смерть добровольно.

От этого страха особо пугливые могут исповедью чистосердечной избавиться. На кой ляд мочилово - то устраивать? Думаете, все с перепугу грешить перестанут?


Не хотелось бы повторяться и опять цитировать Джона До, за которым незримо маячит фигура самого режиссера. Поищите ответ в моем предыдущем сообщении, ключевое слово - "кувалда"...

P.S.: Спасибо за эту маленькую радость!


Всегда пожалуйста.
Unnamed
 

Сообщение Птица » 03 май 2005, 08:39

Unnamed,
насчет Джона Доу я все же не согласна - он не принес себя в жертву, он, как и остальные убиенные, был наказан за смертный грех.
Птица
Тень отца Джона Коннора
 
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: 28 мар 2005, 01:26

Это уже похоже на спор о понятиях

Сообщение Unnamed » 03 май 2005, 10:00

Никто и не сомневается - Джон До был виновен и наказан был за смртный грех. Но он единственный и всех осужденных, у кого был выбор. И он его сделал.
То, что он, согласно моей формулировке, принес себя в жертву, не отменяет его виновности. Думаю, все согласятся с тем, что он вовсе не "агнец Божий, который взял на себя грех мира"...
Unnamed
 

Сообщение Птица » 03 май 2005, 10:19

у дамочки, наказанной за грех гордыни, тоже был выбор
Птица
Тень отца Джона Коннора
 
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: 28 мар 2005, 01:26

Смотря какой!

Сообщение Unnamed » 03 май 2005, 11:04

Я имею в виду добровольный выбор, а не тот, который был совершен под давлением.
Если бы Джон До пришел к ней, заявил, что на виновна в грехе гордыни и предложил на выбор жизнь или смерть, но не стал бы ее калечить, захотела бы она умереть? Полагаю, ответ очевиден.
Unnamed
 

Сообщение Мари » 03 май 2005, 14:48

Unnamed
Кажется, моя позиция показалась Вам чересчур резкой, но, быть может, это лишь из-за того, что Вы просто недостаточно хорошо знаете режиссера, а?


Да я режиссера совсем не знаю. Только несколько фильмов смотрела. Далеко идущих выводов о проблемах чужого мне подсознания не делаю. Да и до фени мне все это. Я просто кино смотрю.
За ссылочку спасибо. Это меня только утвердило в моем понимании его кино или, скорее, вопроса о том, что Финчер хорош, но не ФИНЧЕР. Уж точно не он.

Хотелось бы просить у Вас прощения за невнимательность, да не могу. Попробуйте еще раз посчитать. Последним умер Джон До - номер 7 (зависть). Дэвид был номером 6 (гнев).


Все правильно, последняя сцена. А прощения просить не надо. Мы все тут своими бреднями поделиться приходим, какие -то проблемы?
Да делитесь на здоровье! :D

Я имею в виду добровольный выбор, а не тот, который был совершен под давлением.
Если бы Джон До пришел к ней, заявил, что на виновна в грехе гордыни и предложил на выбор жизнь или смерть, но не стал бы ее калечить, захотела бы она умереть? Полагаю, ответ очевиден.


А вот обсуждать право выбора по этому фильму считаю некорректным.
Ну мало ли кто еще себя Судией возомнит. В психушку их, в психушку!!!

Тут кто - то раньше высказывал предположение, что "Семь" станет моим любимым фильмом у Финчера. Ну, нет. По мне, тронувшийся Нортон, симпатишнее как - то. Хотя "Семь" более законченный что ли.
Что хотелось бы еще добавить. Очень понравилось все оформление в титрах, в том числе и музыкальное. Просто супер! Законченность идеи от начала и до конца. Просто великолепно созданный образ у Фримена! Цельный от начала и до конца. Не ожидала вообще такого Фримена, с изяществом в движениях, очень интересно.
Бред Пит? А чем таким кардинально он отличался от Тайлера в "Бойцовском Клубе"? Только драками. Все. Откровенно перекочевал из одного фильма в другой, ничем не изменившись. Хотя и претензий нет. Но досадно как - то.
"Эта жизнь была жадной и я для неё годился."Х.С.Томпсон
Мари
Гордость нации
 
Сообщения: 4157
Зарегистрирован: 28 фев 2005, 04:19
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Люди кино

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron