
У каждого поколения есть свои фильмы, которые, не будучи шедеврами, да даже отличными фильмами в общепринятом выражении слова, навсегда остаются в памяти, а их пересмотр всегда вызывает бурю положительных эмоций. Для тех, кто не смотрел «Балбесов» в детстве где-то в конце восьмидесятых начале девяностых, это название мало что скажет. Те, кто видел фильм двадцать лет назад, наверное, запомнили его на всю жизнь. Пускай, он не много из другой лиги, нежели более известные картины того времени «Индиана Джонс» и «Назад в будущее», но кино Ричарда Доннера даже сейчас захватывает ничего неподозревающего зрителя и бросает его в удивительные приключения.
«Балбесы» отпечатываются в памяти по ряду причин. Во-первых, это дух приключения, которым пропитан чуть ли не каждый кадр фильма. Это в какой-то степени тот же самый «Индиана Джонс», только без фашистов, с действием в наше время и героями, которым около двенадцати-тринадцати лет. Во-вторых, картина предлагает целое созвездие запоминающихся персонажей, среди которых легко узнать своих знакомых, какими они были в детстве. Что еще более удивительно старшие и младшие братья закономерно помогают друг другу в трудных ситуациях, а не ненавидят друг друга, как принято в большинстве молодежных фильмов.
В-третьих, кино интересно смотреть спустя много лет еще и потому, что можно проследить карьеру каждого из актеров, сыгравших главные и второстепенные роли. Кому-то из них потребовалось немало времени, прежде чем о них заговорил весь мир (Джош Бролин, Шон Остин). Кто-то не смог продолжить кинокарьеру (Джонатан Ке Кван, Джефф Коэн). Кто-то просто дурачился на съёмочной площадке (Роберт Дави, Джо Пантольяно), не подозревая, что спустя несколько лет их образы будут в шутку называть пародиями на многочисленных бэдгаев, сыгранных позднее. Стивен Спилберг тогда ковал блокбастеры на все времена и пробовал себя в продюсировании различных проектов. Ричард Доннер сделал свой самый нетипичный фильм. А Крис Коламбус писал сценарии, и до триумфа с пацаном, оставшимся один дома, оставалось еще пять лет.
Но есть в «Балбесах» маленькая деталь, которую вряд ли можно заметить, смотря кино в малом возрасте – это подтекст расставания как с детством, так и с твоими школьными друзьями. В фильме есть ряд сцен, где эту грусть невозможно не заметить: детство закончится, твои друзья разъедутся, кто куда; незаметно пропадет дружба на века, и останутся лишь мимолетные и редкие встречи. Но, с другой стороны, когда вспоминаешь о своем детстве и различных приключениях, которые пришлось пережить, становится намного теплее на душе, точно так же как и от просмотра «Балбесов», которые на два часа переносят тебя в лучшее время на свете – в детство.
Not bad for... a human.