Джокер » 04 июн 2009, 22:29
В середине старых добрых восьмидесятых, когда на больших экранах зрители впервые увидели синие молнии, вспышку и голого Шварценеггера, родился не просто новый франчайз, тогда родилась целая вселенная, если не сказать – целая эпоха. «Терминатор» с тех пор давно и крепко занял свое место в анналах классики, породив и значительную фан-базу, и теперь уже три сиквела, между которыми проходило совсем не стандартные 2-3 года. Джеймс Кэмерон в конце концов отснял свой альтернативный финал и ушел победителем, Джонатан Мостоу через 12 лет снял, по сути, невнятный римейк Т2, только заменив Роберта Патрика на Кристанну Локен да показав таки в финале тот самый Судный День.
Беготне героев от злобных машин в конце концов пришел конец, и настало время показать уже ту самую войну людей и машин. Собственно то обстоятельство, что сценаристы Т3 напишут и четвёртый фильм, не особо добавляло энтузиазма, равно как и выбор постановщика шедевральной дилогии «Ангелы Чарли» на пост режиссера. Выручало только то, что последний был исключительным фанатом прежних фильмов и клятвенно заверял, что не подведет, да имена Пол Хэггис и Джонатан Нолан, которые, мол, прямо во время съемок сидят и переписывают сценарий к лучшему.
Предупреждение! В нижеследующем тексте содержится то, что при сильном желании можно трактовать как спойлеры.
Если в чем-то МакДжи и нельзя упрекнуть по выходе из кинозала, так это в том, что он поставил плохой летний блокбастер. «Спасение Терминатора» это, прежде всего, именно двухсотмиллионное царство спецэффектов, взрывов, погонь, перестрелок и непрекращающегося экшна. Всего этого в фильме в таких количествах, и главное – такого качества, что не зная заранее, можно подумать, что режиссером тут Майкл Бэй. А это ох какой комплимент.
Более того, МакДжи сумел создать атмосферу. Когда он говорил о «Дороге» МакКарти и «Бегущем по лезвию» в качестве источников своего вдохновения, он не лукавил. В этот иссохший пустынный пост-апокалиптический мир 2018 года веришь целиком и полностью, веришь, что именно таким, и никаким иначе он и должен быть. А уж многочисленные отсылки к предыдущим частям радуют глаз и слух так, что проникся даже я, а меня фанатом не назовешь никак. Совсем не подкачала и актёрская игра – Кристиан Бэйл это вам не Ник Сталь, ему - веришь, но даже его переигрывают Сэм Уортингтон и Антон Ельчин. Особенно хочется отметить последнего, юный Кайл Риз во всей этой истории получился, без сомнения, самым органичным и живым персонажем.
А что же там со сценарием, главной бедой большинства голливудских блокбастеров последнего времени? Со сценарием сложнее. Нет, в целом история хороша, и детектив получился вполне крепкий, но отдельные места в сюжете во время просмотра вызывают немалые претензии. К чему тут этот дурацкий диалог и поцелуй в начале, к чему тут эта немая девочка, и зачем фильму вообще нужна Кейт Коннор в качестве типичной говорящей мебели, ненужной сюжету и неинтересной зрителю. Почто люди Коннора, не задумываясь, стреляют по своей в сцене побега Маркуса, и откуда у Скайнета в 2018 году уже есть новенький Т-800, хотя по словам Кайла, модель должна появиться лишь ближе к 2029-му. Почему Терминаторы в фильме практически не выполняют свою главную задачу – убивать – а только разбрасывают людишек вокруг, вместо того, чтобы сразу же свернуть им шею. Тот же эпизод с гидроботом – чистейший плагиат «Трансформеров», да и сцены с Жнецом недалеко ушли.
Оказывает ли все это большое влияние на окончательное впечатление? Оказывает, пусть и не самое большое. «Терминатор 4» - атмосферное, динамичное, захватывающее зрелище, не дающее зрителю передохнуть ни на секунду и с задачей развлечь справляющееся на все 200%. Но это же зрелище имеет в себе и бредовые диалоги, и ненужных персонажей, и местами отсутствующую логику, а самое главное – его создатели явно сами не знают, кто же у них главный герой, Маркус Райт или спаситель человечества Джон Коннор. А вместо Сары, произносящей в финале Т2 бессмертный мессадж про «если машина научилась видеть ценность человеческой жизни, может, и мы когда-нибудь научимся», мы получаем короткую незамысловатую речугу Маркуса на тему «что делает нас человеком», которую мог написать и дошкольник. Причем в фильм ее, похоже, вставили в последний момент, чтоб хоть что-то было.
Что же в итоге, получилось ли новое начало? Достойна ли эта история продолжения? Всё-таки куда более да, чем нет. Но если откровенно разочаровывающий пока бокс-офис не помешает создателям доделать трилогию до конца, я очень надеюсь, что сценарные ошибки Т4 будут учтены. В противном случае вся эта многострадальная уже серия покатится по наклонной, и вряд ли ее будет там ждать достойный конец.
Forget it Jake, it's Chinatown.