«Ирония Судьбы Продолжение»: превратности кино.
С самого начала стоит определиться. Я тот странный человек, который увидел оригинал только за день до премьеры сиквелоремейка. Так уж получилось. Надо заметить, что фильм Рязанова мне скорее понравился, но огромного восторга я от него не испытал, слишком уж мы разные. С одной стороны я возможно и не смогу понять, насколько нововведения оскорбили чувства влюбленных в легенду новогоднего кинематографа. С другой - сумею подойти к оценке более беспристрастно.
Предчувствия были самые мрачные. Хотя мне в принципе и понравился второй Дозор, и даже не сильно воротило от первого, но лирическая линия и актерская игра в них, мягко говоря, не самое сильное место. А тут Бекмамбетов взялся за фильм, в котором вышеозначенное является основой. Ирония Судьбы от создателей Дозоров – уже звучит жутко. Но ненавидеть картину еще до ее появления тоже не в моем стиле. Хотя появились даже целые антисайты похожие скорее на изощренную рекламную компанию. Но вот, наконец, премьера и лучшая проверка слов практикой.
Предысторию, наверное, знают все – Костя Лукашин, сын Жени и Гали по ошибке попадает в Петербург-Ленинград, в квартиру со столь похожим адресом, где встречает Надю, дочь Надежды и Ипполита. Поэтому можно перейти непосредственно к разбору полетов.
Жуткие предсказания, слава богу, не оправдались. В фильме нет ни постельных сцен, ни насилия с кровищей, ни пошлого юмора с разными идиотскими ситуациями (кто не помнит дикий ор героев или размахивание фонариком в метро Дозора Ночного). Самое начало, несколько смазано и комковато, но дальше вся конструкция выезжает на торную дорогу. Отдельно о спецэффектах – да они есть, но на удивление немного, пролет камеры к Авроре засвеченный в ролике, приключения пробки от шампанского, сменившей заклепку и еще пара небольших сцен. Смотрятся неплохо, но все равно несколько неестественно – кажется, авторы так и не поняли полностью, что в таком кино эффекты нужны только в случае сильной сюжетной необходимости, а красота достигается другими средствами. За которыми дело тоже не постоит. Хорошая операторская работа, красивые виды, смешные шутки и неплохая актерская игра прилагаются. Получился таки не очередной Дозор, а именно романтическая комедия. Важнейший вывод – это можно смотреть. Причем не только поклонникам блокбастеров. Что и было основной интригой при создании.
Фильм не является римейком в буквальном смысле, сюжет другой, хотя огромное количество схожих сцен и ситуаций естественно. Более того, произошло некое смещение ракурса – от комедии камерной и лирической, к романтической, с некоторыми элементами шутовства, не переходящими в пошлость. Очень много колоритных второстепенных персонажей – менты в участке и безымянный финн в обезьяннике (да, просочившиеся перед премьерой кадры как главных героев увозит милиция не фальшивка, но и далеко не финал), пограничник с собакой, Дед Мороз… да и сами актеры оригинала тоже относятся к числу персонажей второстепенных, но играют достойно. Среди молодых на удивление хорошо получился Ираклий в исполнении Безрукова (и глаза он мне не намозолил, меньше телевизор смотреть надо). Пара сцен с ним вообще врезается в память. Слабым звеном будет Елизавета Боярская в роли Нади-2. Хотя ее красота неоспорима. И если линия отношений старшего поколения радует, то главно-молодежная все-таки страдает недостатком убедительности.
С самого начала было интересно, как раскрутят оригинальную завязку в наше время. Ведь города нынче отличаются, замки давно не одинаковые, да и в аэропорт так легко не пропустят. Решили этот вопрос очень просто – никакого случайного совпадения нет. Костя пробирается в квартиру Нади абсолютно сознательно. Он хочет устроить встречу своего отца с Надеждой-старшей, которую тот не перестает любить. Сделать новогодний подарок. На который подбивает все та же компания друзей. И по ходу дела втягивается в магию отношений с ее дочерью. Выясняется это ближе к середине фильма и достаточно сильно меняет внутреннее содержание. Впрочем то что начало скомкано я кажется уже говорил. Сутью первого фильма было слепое совпадение случайностей, которому следовали герои. Не говоря уж об общей безвольности Жени. Здесь же молодое поколение берёт дело в свои руки и Костя в своей рискованной игре не раз ловко одурачивает Ираклия. Действуя смело и находчиво. Насколько в этом выражается отношение авторов к советскому времени вопрос открытый. Впрочем, к интригам все не сводится и для собственно иронии судьбы вместе со сказкой места достаточно. Лукашин-младший попадется в свои собственные сети, и вообще сюжет завертится весьма интересно. Более того, ему и пить нельзя – непереносимость алкоголя. Хотя деваться зачастую будет просто некуда. Очень забавно после просмотра читаются комментарии не видевших фильм людей – дескать, водка в наше время скрашивает различия между городами.
Сам же конфликт между романтиком и правильным человеком, во всем ищущим порядок, никуда не делся. Только потерял свою однозначность. Ираклию далеко до тотальной ревности и недоверия Ипполита, и вообще он очень разумный человек, вот только дела для него превыше всего. Ближе к концу задумываешься насколько он вообще отрицательный герой. Возмущающимся о разбитой мечте, в лице разлученных Жени с Надей не стоит расстраиваться, все не так плохо как кажется, герои получат еще один шанс – это как минимум. Просто построенный на другом фундаменте. В конце концов, говорят, что и Рязанов сначала думал что они разойдутся.
Скрытой рекламы много – для многих это стало сильным разочарованием. Я же не присматриваюсь внимательно к маркам всего и вся. Но вот один автомобильный бренд явно продвигают излишне навязчиво. А сотового оператора вообще ввели в основной сюжет, хотя и не так открыто. В любом случае к этому, наверное, надо привыкать для кино кассового. Хотя можно было бы и больше фантазии проявить.
В общем и целом получилось неплохое кино. Не тянущее на легендарность оригинала – само собой. В нем нет той гладкости и мастерства, которое было тогда. Не все эпизоды идеально подходят друг к другу, не всегда актерская игра убедительна на все сто. Но фильм вполне имеет смысл посмотреть, по моему скромному мнению – учитывая сказанное в начале.
режиссер Тимур Бекмамбетов
сценарий Алексей Слаповский, Тимур Бекмамбетов, Константин Эрнст, ...
продюсер Константин Эрнст, Тимур Бекмамбетов, Анатолий Максимов
оператор Сергей Трофимов
композитор Микаэл Таривердиев, Юрий Потеенко
бюджет $5 000 000
В ролях
Константин Хабенский
Сергей Безруков
Лиза Боярская
Барбара Брыльска
Андрей Мягков
Юрий Яковлев
Валентина Талызина
Александр Ширвиндт
Александр Белявский
Вилле Хаапасало
