Охотники за головами / Hodejegerne / Headhunters
Познав вкус успеха и признания экранизациями Стига Ларссона (и, в меньшей степени, "Впусти меня"), рассудительные скандинавы сделали правильный вывод о том, что надо продолжать в том же духе - и правда, даром что литературного материала навалом, необходимые бюджеты вполне можно заполучить, и харизматичные морды так и просятся на экран. К тому же вечно продолжающий терять остатки совести Голливуд не ждёт и не терпит, если не мы - то они, если мы - то все равно и они тоже, так давайте хоть скажем своё слово первыми, чёрт побери.
С "Охотниками за головами" всё так и вышло - не успев выпустить кино у себя дома, норвежцы успешно продали права на прокат в полсотни стран, и конечно, не обошлось без того, что права на римейк приземлились в жадных ручках "Саммит Энтертейнмент". Что там наснимают американцы на этом материале, покажет время, однако уже сейчас представить это нелегко. История о том, как профессиональный хедхантер и по совместительству похититель картин находит очередного специалиста, только чтобы обрести на свою задницу всякого, идеально подходит для пересаживания на американскую почву в свои первые минут тридцать, однако затем случается интересное - этакое отполированное авантюрное кино в духе "Аферы Томаса Крауна" ловким движением руки берёт и превращается в грязный и жёсткий сурвайвал-триллер, в котором один бывший вояка настолько офигевает от того, что ему не сразу же согласились дать работу, что ставит своей целью достать того самого бедного хедхантера, чего бы это не стоило. Ну, например, того, чтобы столкнуть с обрыва полицейскую машину с четырьмя служителями закона внутри и не моргнуть.
Сценарий фильма плох настолько, что вопросы к происходящему на экране регулярно возникали даже у меня - надо сказать, зрителя, который чаще, чем ему хотелось бы в этом признаться, позволяет повествованию себя унести, не придираясь к каждому сюжетному ходу. Здесь же, несмотря на то, что смена тона в фильме проходит без сучка, без задоринки, и в целом он - бодрый и непредсказуемый, эта самая непредсказуемость, по сути, рождается только из того, что сценаристы (следуя, надо полагать, за автором книжки?) готовы сделать что угодно, только бы двигать историю вперёд. И вот на протяжении почти двух часов перед нами искренне разыгрывается некое подобие запутанной истории, в котором ключевые сюжетные звенья раз за разом состоят в том, что персонажи случайно что-то находят, внезапно умирают, ещё более внезапно оживают и чудом выживают, на ходу строят коварные планы и оказываются ровно настолько удачливы в одной плохой ситуации, чтобы, тяжело дыша, перескочить в следующую, которая будет ещё хуже, а целые сюжетные линии оказываются не более чем удобными предлогами для других. Под конец же ко всему этому лихо скрученному пиру духа пропадает интерес даже у сценаристов, легким движением руки устраняющих последнюю угрозу для главгероя и нахально закругляющих всё это дело тем самым "мой рост метр шестьдесят восемь". В сухом остатке остаются, таким образом, отличный актёр Аксель Хенни и отличная сцена, в которой измазанный дерьмом герой насаживает бульдога на зубья трактора, после чего садится в него и едет. И можно безопасно предположить, что в американском римейке не будет ни того, ни другого. Что, в общем-то, уже сейчас решает его судьбу.
Forget it Jake, it's Chinatown.