Без имени / Sin Nombre
Страна: Мексика-США, 2009
Жанр: криминальная драма, триллер
Автор сценария и режиссёр - Кэри Фукунага
В ролях: Полина Гайтан, Эдгар Флорес, Кристиан Феррер
Мексика. Каспер - молодой член преступной группировки MS-13. У него есть любимая девушка, не знающая, чем он на самом деле занимается, и вскоре погибающая из-за желания знать; ему поручено забрать желающего вступить в банду 12-летнего парнишку Бенито. Он не так предан своему делу, как все его товарищи, и хочет вырваться из этого жестокого и страшного, уличного криминального мира. Сайра - 19-летняя девушка из Гондураса, воссоединяющаяся со своим обедневшим отцом и дядей, и все вместе втроем отправляются в трехнедельное путешествие на крыше поезда из Мексики в Нью-Джерси, где живут их богатые родственники. На крыше поезда они встретятся с Каспером, решившимся на отчаянный побег, и с этого момента планы перевернутся с ног на голову, а дальнейшая судьба почти всех станет непредсказуемой.
"Без имени" - дебют сценариста и режиссёра Кэри Фукунага, родившегося и выросшего в США и два года изучавшего уличный преступный мир (и даже непосредственно общавшегося с бандитами), и то, что мгновенно обращает на себя внимание при просмотре фильма, это его невероятная аутентичность, неприкрытый и неприукрашенный реализм в каждом кадре. Здесь выживают лишь сильнейшие, банды контролируют улицы Центральной Америки, татуированные с ног до головы преступники в одной руке держат младенца, а из другой стреляют человеку в голову; 12-летние мальчишки готовы безжалостно убивать, казненных скармливают собакам, а доброте и справедливости если и есть место в мире, то только не в этой его части. Когда сотни нелегальных иммигрантов едут на крыше поезда в надежде пересечь границу, им бросают не только фрукты, но и камни, их грабят и едва не убивают бандиты, а бодрый монтаж и позитивную энергичную "Paper Planes" абсолютно сказочного в сравнении с этим фильмом "Миллионера из трущоб" заменяет долгое, опасное и почти безнадёжное путешествие под протяжную мексиканскую музыку за кадром.
"Без имени" - это гангстерский триллер, роуд-муви, история взросления и любовная история одновременно, и все элементы в фильме продолжительностью лишь полтора часа сливаются настолько органично, насколько это вообще возможно. Кино, в котором актёры безупречно играют одними глазами (большинство диалогов тут вообще - короткие односложные реплики), простая история, в которой правят бал трагическая ирония и роковые неверные поступки, от которых зачастую зависит чья-то жизнь или смерть. Жгучий мексиканский колорит в каждом кадре, во всем - в операторской работе, запечатлевающей как иссохшие, душные, узкие улицы, так и прекрасные виды с крыши поезда, и в фантастической атмосферной музыке. Жестокость и трагичность, пронизывающие весь фильм, и заставляющие зрителя не в шоке, но скорее в безнадежном оцепенении наблюдать за героями, отчаянно пытающимися найти выход из безвыходного положения. И вместе с этим - очень редкие, но наличествующие моменты юмора и теплоты, и история искупления вместе с оптимистичными и полными надежды - несмотря ни на что - финальными кадрами.
2009 год можно смело назвать годом блестящих дебютов. За 12 месяцев на нашем общем киноманском радаре появились и прочно обосновались Нил Бломкамп, Дункан Джонс, Марк Уэбб, Орен Пели, Рубен Флейшер, Грант Хеслов... дебют Кэри Фукунага вышел первым в этом году, и более чем достоин занять своё место рядом с работами всех этих режиссеров. Кстати, следующий его фильм по тематике не мог бы сильнее отличаться от первого - новая версия "Джейн Эйр" с бёртоновской Алисой и лейтенантом Арчи Хикоксом в главных ролях. Но это будет лишь через два года, а пока у нас есть его дебют, и это один из лучших фильмов уходящего года.

Forget it Jake, it's Chinatown.