Чистка до блеска / Sunshine Cleaning
Страна: США, 2009
Жанр: комедия, драма
Режиссёр - Кристин Джеффс
В ролях: Эми Адамс, Эмили Блант, Алан Аркин, Клифтон Коллинз-мл., Стив Зан
Малобюджетных независимых драмо- и просто комедий прямиком с Санденсского кинофестиваля в последние несколько лет появилось такое количество, что их вполне уже можно выделять в свой собственный особый жанр. Жанр с собственными законами, традициями, ярко выделяющимися особенностями и даже собственными типами персонажей. Порой такое кино доходит до массовой публики, бывает, что становится и настоящим блокбастером ("Джуно"), иногда номинируется на самые разные награды и часто становится культовым - но пока что большинство таких фильмов так и вынуждены недели проводить где-то внизу топ-30 бокс-офисного чарта да постепенно находить по всему миру свою немногочисленную киноманскую аудиторию.
"Чистка до блеска" - фильм именно такого пошиба, и если вам нужен пример чистого, незамутненного и при этом нигде сильно не отличившегося, подобно все той же "Джуно", "Наполеону Динамиту" и "Маленькой Мисс Счастье" инди-муви, то он прямо перед вами. Роуз Лорковски - молодая мать-одиночка, работающая горничной, чтобы оплатить обучение сына немного не от мира сего; Нора - её сестра, хиппи и наркоманка с ветром в голове, до сих пор живущая с отцом, вечно сменяющая работу и порой присматривающая за племянником, что не слишком идет ему на пользу, в то время как мама проводит вечера в постели с бойфрендом-полицейским, когда-то ее парнем, а ныне женатым на ее бывшей сопернице-чирлидерше. И когда оный полицейский сообщает Роуз о том, что они с Норой могли бы хорошо заработать, занимаясь "уборкой" мест преступления, сестры долго не мешкают, и вот, собственно, кончается завязка и наступает основное действие, в котором героини быстро столкнутся с историями тех, за кем им приходится "убирать", и с собственным прошлым, со всеми вытекающими последствиями.
У Кристин Джеффс, надо сказать, получилось довольно простое и совершенно непретенциозное кино. Вся завязка занимает меньше первых десяти минут, и 90-минутный фильм не тратит впустую ни единой секунды. И главное впечатление, возникающее уже минуте на 20-й и так и не пропадающее - это то, насколько "Чистка до блеска" абсолютно безупречна в своей простоте. Сюжетные линии развиваются и проходят через фильм к своему завершению легко, логично и свободно; диалоги искренни и реалистичны; персонажи свободно и органично входят в сюжет, прописанные сценаристкой и раскрытые актерами ровно настолько, насколько нужно, а уверенная режиссёрская рука остается уверенной всю дорогу. Этот фильм просто работает, без сучка, без задоринки, от начала до самого конца, потому что талантливые актеры, талантливый сценарист и талантливый режиссёр собрались вместе и каждый из них точно и профессионально выполняет свою работу. Они не ставят себе цель снять великий шедевр, с них достаточно просто очень хорошего, крепкого и достойного фильма, и они его без всяких проблем доставляют.
Эми Адамс, помимо того что прекрасна где угодно, когда угодно и в какой угодно ситуации, вновь играет, и вновь играет так, что не придерешься - ни в комедийных, ни в драматических эпизодах. Эмили Блант, получив в свое распоряжение замечательную героиню, с легкостью крадет фильм у всех остальных, вызывая самый громкий смех и одновременно самое сильное сопереживание. Алан Аркин харизматичен, Клифтон Коллинз-мл. неузнаваем, и Джейсон Спевак - да здравствуют абсолютно нераздражающие и прекрасно играющие дети в кино. Сценарий успешно балансирует на грани чёрной комедии и драмы, и режиссура этот баланс нисколько не нарушает; фильм спокойно и плавно плывет по течению, когда нужно - заставляя смеяться, когда нужно - искренне сопереживать.
И в финале, как и положено по жанру, всё будет хорошо, но с легкой долей грусти и меланхолии. Персонажи найдут себя, кто-то поборет своих внутренних демонов, кто поссорился - помирится, кто-то поймет свои ошибки, все чему-то научатся и все в конце концов станут немножко другими. Инди-зарисовка из жизни сестер-уборщиц, их торгующего креветками отца и однорукого продавца-изобретателя - это кино с той же атмосферой светло-грустного сентиментального оптимизма, что и все остальные, ему подобные. В чем-то лучше одних, в чем-то хуже других, где-то смешнее, где-то грустнее, где-то интереснее, и в общем и целом, все 90 минут - совершенно замечательное, пусть и бесконечно простое.

Forget it Jake, it's Chinatown.