Бронсон / Bronson
Страна: Великобритания, 2009
Жанр: криминальная тюремная драма / черная комедия / заводнойапельсин
Сюжет: Основанная на реальных событиях история жизни Майкла Гордона Питерсона, позднее ставшего известным как Чарли Бронсон. Получив в молодости 7 лет тюрьмы за ограбление, Бронсон в итоге провел в десятках тюрем около 40 лет из-за взрывного темперамента, выливавшегося в многочисленные драки с охранниками и захват членов персонала в заложники. Бронсон официально считается самым опасным и знаменитым заключенным Британии, при том, что никогда никого не убивал.
Автор сценария и режиссёр - Николас Виндинг Рефн
В главной роли: Том Харди
Кто такой Чарльз Бронсон? Знаменитый киноактер, звезда франчайза "Жажда смерти" и "Однажды на Диком Западе" Серджио Леоне, а также идол и кумир некоторых персонажей фильмов Квентина Тарантино. А еще - несколько менее знаменитый, но тем не менее известный на всю Британию заключенный, урожденный Майкл Питерсон, проведший в десятках тюрем последние 34 года, с очень редкими и очень короткими выходами на свободу. Этот парень ни разу никого не убил, да и в тюрьму-то впервые загремел за скромное ограбление почты - так что же удерживает его за решеткой все эти годы? Насилие, неудержимая жажда насилия. Постоянный захват членов тюремного персонала в заложники, еще более постоянные изощренные драки с охранниками, дополненные постоянным же посыланием абсолютно всех подряд на три буквы. Вот и все, что сделало его самым опасным заключенным Британии, опаснее маньяков, педофилов и прочих отбросов общества.
Почему он такой? Если вы ждете каких-то объяснений от байопика Николаса Виндинга Рефна, вы не дождетесь и намека на них. Режиссер и сценарист в одном лице этого не знает, второстепенные персонажи фильма не могут этого объяснить, а уж кто знает об этом меньше всего, так это сам Чарли Бронсон. Кинобиография у Рефна получилась, скажем так, нестандартная - хотя и начинается кино с невероятным сходством со "Славными парнями" Скорсезе, но стоит главгерою впервые попасть за решетку, как оно сворачивает на новую, не проложенную ранее тропу. Цинично-насмешливая, подстать ухмылке Бронсона атмосфера всей картины, море чёрного юмора, эта издевательская классическая музыка, играющая весь фильм (один из нескольких, и самый заметный привет "Заводному апельсину"), фрики в психушке, подобно лунатикам танцующие под "It's A Sin", часто абсурдические картины визуального ряда, выходы главного героя на театральную сцену в клоунском гриме аки твой Джокер - все это заставляет откинуться в кресле и с легким изумлением наблюдать за тем, чего ты от фильма не ждал, хотя и подозревал, что увидишь не самое банальное и стандартное кино. В чистую драматургию фильм переходит лишь в двух сценах - недолгое возвращение Чарли к родителям после отсидки, со всем этим неловким молчанием и фразой "Где моя старая кровать, мама?", и признание в любви девушке, после всего нигилизма и цинизма первой половины хронометража отыграны на удивление как-то настолько честно и цепляюще, что становится почти неловко. Но не пройдет и пяти минут, как наш герой снова окажется в тюряге. И возьмется за старое.
Что снова побудит многих зрителей, если они еще не выключили плейер до этого, накинуться на фильм с обвинениями в неприкрытой гомофобии, полном одобрении насилия и каких там еще вещах. Можно понять, из чего они исходят - хронометраж "Бронсона" этак на две трети занимают тюремные драки и прочие, замысловатые и не очень выходки главного героя. Но если приглядеться, нет здесь никакого одобрения, как нет, в общем-то, и никакой гомофобии и прочего. Есть только главный герой, который знает, что драки не ускорят его выход на свободу, но тем не менее с завидным упорством продолжает делать то, что делает, просто потому что получает от этого удовольствие. Наверное, просто он был таким рожден, и ничего уже с этим не поделаешь.
И Том Харди, не задавая лишних вопросов, влезает в шкуру этого человека, перевоплощается физически и внутренне, и в первую же минуту становится главной причиной, по которой ни один уважающий себя киноман или просто ценитель хорошей актерской игры не должен пропустить это кино. Он гениален в этой роли, не больше и не меньше, даже несмотря на то, что персонаж ему достался далеко не гамлетовских глубин. Бронсон в его исполнении мог бы просто стоять перед камерой с этой своей хитрой ухмылкой все 90 минут, и аудитория не смогла бы отвести от него глаз. Потому что никогда не знаешь, что этот парень сделает в следующую секунду. Он вполне здоровый человек, но ведет себя как настоящий дикий, неконтролируемый психопат; харизма выплескивается из него в невероятных количествах, он дает фильму его энергию и становится его бьющимся сердцем, завладевает зрительским вниманием с первой же секунды и оно безраздельно принадлежит ему все полтора часа. "Бронсон" - на 200% театр одного актера, и актера великолепного, без которого этот фильм потерял бы неизмеримо много. Можно точно знать, что по жизни Харди - недавно отметивший 32-летие, молодой театральный британский актер, который скоро заменит Мэла Гибсона в роли Безумного Макса, и после этого видеть его в роли Бронсона и все равно - с огромным трудом верить, что это один и тот же человек.
Весьма нестандартный и интересный байопик с одной из лучших актерских работ этого года.

Forget it Jake, it's Chinatown.