Майкл Джексон: Вот и всё / Michael Jackson's This Is It
Бессовестный, на скорую руку смонтированный "фильм-репетиция", предназначавшийся для личной коллекции, но показываемый миллионам людей по всему миру исключительно ради кучи денег. Уважительная и выпущенная с самыми лучшими намерениями последняя дань, позволяющая все тем же миллионам людей по всему миру увидеть хотя бы что-то из фантастической серии концертов, которая была просто слишком великолепна для того, чтобы судьба позволила ей произойти в реальной жизни. И так, и так, и другими именами называли неловко переведенное "This Is It" со времени его обявления в августе, и все мы с нетерпением ждали этот последний его своеобразный сборник выступлений. Но и вспоминали все эти цитаты про "Майкл стоит больше мертвым, чем живым" и "Он был нашим партнером в жизни, и теперь он наш партнер в смерти", эти факты о том, что буквально спустя часы после его смерти большие дяди-промоутеры собрались и их единственной заботой были ушедшие в никуда десятки миллионов. Кто по-прежнему верит в истории про растление малолетних - припоминает и это, припоминаем мы и болезни, и судебные иски, и все хорошее и плохое, что было в оборвавшейся так рано жизни.
Но удивительное дело - платишь на кассе свои уходящие в общую массу кровные, высиживаешь этот убогий трейлер "Так себе каникул" и банально надоевший "2012", высиживаешь эти признания танцоров, а потом начинает играть "Wanna Be Startin' Somethin'"... и ты сразу обо всем забываешь. И все приходившие в голову зловредные мысли мгновенно улетучиваются сами собой и не возвращаются. На экране - Король, великолепный как никогда, делающий то, что лучше него не умел и по-прежнему не умеет делать никто. Десятки танцоров двигаются вокруг него, несколько певцов подпевают ему сзади, но при всем их профессионализме ни один из них не умеет так же чувствовать музыку, как Майкл Джексон. И слушая его кристальный как всегда голос, наблюдая за абсолютно отточенными, идеальными движениями, ни за что нельзя подумать, что этому человеку, совершенно без труда уделывающему всю молодежь вокруг него, 50 лет.
Конечно, безусловно интересно и приятно наблюдать за всем, что происходит за кулисами, однако лучшие моменты этого фильма - именно в музыкальных номерах, которые многие слышали и видели десятки раз, но впечатление от которых не притупляется ничуть. Шикарный старт под "Wanna Be Startin' Somethin'", великолепнейший номер со "Smooth Criminal" в стилистике 30-х годов (Рита Хейворт и "Гильда" здесь же), прекрасные "They Don't Really Care About Us" и конечно "Thriller", и многие другие - уж на что я не самый большой фанат Майкла в мире (люблю, но этим и ограничиваюсь), но я и не раз прослезился, и неоднократно аплодировал вместе с заполненным большим залом, и как минимум два-три раза жалел, что не могу встать и начать подтанцовывать. А это чертовски о многом говорит.
И вместе с тем, при всей быстроте появления этого проекта, он вполне умудряется быть не просто набором музыкальных номеров, но и вполне проходит тест как серьезное документальное кино. Он не просто показывает нам великого музыканта, но рисует чуть ли не трагическую картину личности, которая умела по-настоящему жить только одним - музыкой. Ведь разговоры Джексона с Кенни Ортегой или кем-то из техников, и его предфинальную речь слушаешь чуть ли не со смущением - настолько он скромен и похож на ребенка, но стоит ему выйти на сцену - и мгновенно наступает полнейшая трансформация. И снова чистейший кристальный голос и идеально отработанные движения, приводящие публику в восторг и вызывающие у фанатов слезы вместе с улыбкой.
И вместе с тем - никаких даже малейших намеков на то, что очень скоро Короля с нами не станет. И это, знаете, во многом правильно. Майкл Джексон умер, но его музыка осталась жить вечно. А потому и улыбка в конце концов побеждает слезы, и тяжелые мысли так и не возвращаются. Может быть, этот фильм и правда создавался всего лишь как собиратель денег, но мне моих денег, отданных за увиденное, не жалко абсолютно. This is really it.
Forget it Jake, it's Chinatown.