Джокер » 13 сен 2009, 12:19
Потерянный рейс / Рейс 93 / United 93
Уже восемь лет прошло, а кажется, всего лишь пару дней назад весь мир, включая нас с вами, был прикован к телевизионным экранам, с ужасом и недоверием наблюдая в прямом эфире самую страшную трагедию XXI века. Говорят, еще слишком рано снимать художественные фильмы на эту тему, слишком болезненна эта рана, которая еще очень долго не затянется, если затянется вообще. Может быть. Но Пол Гринграсс сделал это менее чем через пять лет, прекрасно понимая, что он рискует собственной репутацией и карьерой - слишком многого стоит даже один случайный шаг в сторону с правильного пути. Но он не оступился ни разу, и через 10 ли, через 20 или 50 лет, когда фильмов об 11 сентября будет выходить не меньше, чем сейчас о Холокосте - я уверен, что сделать фильм сильнее "Потерянного рейса" если и получится, то очень у немногих.
Это 110 минут, в которые невозможно оторваться от экрана, как бы многим этого сразу же не захотелось. Борновская камера мечется по узким проходам самолёта United 93, по залу ожиданий в аэропорту, по коридорам нью-йоркского диспетчерского центра, воспроизводя с документальной, практически невыносимой точностью события осеннего дня, который должен был начаться и закончиться подобно тысячам других, но судьба распорядилась иначе. Минуты идут за минутами, и Гринграсс постепенно все сильнее фокусируется на главном сюжете своего фильма - на захвате Рейса 93, единственного самолета, не достигшего своей цели. Беззаботные разговоры незнакомцев в зале ожидания, радость чуть не опоздавшего на самолет человека, разговоры пилотов о запланированном долгожданном отпуске и милые улыбки стюардесс - каждодневная рутина, от которой кровь стынет в жилах зрителя, знающего, чем всё закончится. А потом - захват самолета, новости об огромном - пока еще непонятном - облаке дыма, идущем от ВТЦ, слезы, звонки любимым и близким, ужасные новости и медленное осознание обреченности. И бессмысленный протест, двухминутная борьба за свои жизни, в скорую потерю которых не хочет и не может верить никто. Никакого пафосного голливудского героизма, пошлой мелодрамы и натужного выдавливания слез. Это не кино, это страшная, жестокая и душераздирающая реальность.