Джокер » 26 июл 2009, 14:28
Майкл Манн. Джонни Депп. Кристиан Бэйл. Марион Котийяр. Даже первых двух из этих четырёх имен было достаточно, чтобы в начале года прикидывающиеся летним блокбастером на 4 июля "Враги общества" оказались на самом верху десятков списков "самых ожидаемых фильмов 2009". И заслуженно. С самого начала фильм представлялся будущей классикой на все времена - а как же ещё, с такими-то именами и сюжетом. Манн взял главную сюжетную линию своей же гениальной "Схватки" (один убегает, другой догоняет), добавил цифровую камеру, а заодно подсоединил сюда старых товарищей Данте Спинотти и Эллиота Голденталя; при этом, сами преступник и преследователь в достаточной степени отличались от героев Пачино и ДеНиро, и "Врагам" нисколько не грозило оказаться банальным рип-оффом манновской классики. Время шло, трейлеры внушали надежду, релиз 4 июля продолжал внушать недоумение, первые рецензии не заставляли беспокоиться, и вот, кино прибыло и в российские кинотеатры под названием "Джонни Д", за которое прокатчики будут вечно гореть в аду.
Конечно, с самых первых кадров стало понятно, что никакой летний блокбастер Манн снимать никогда и не собирался. "Враги общества" получились достаточно неторопливым, в некоторых моментах на грани затянутости, полотном, неоднократно заставляющим вспоминать "Бонни и Клайда" да всю ту же "Схватку". Да, здесь есть просто великолепно поставленные перестрелки, и самая главная, в "Маленькой Богемии" достойна встать рядом со знаменитым уже спектаклем на лос-анджелесских улицах, однако очевидно, что Манну куда интереснее во всей красе воссоздавать перед нами тридцатые, пусть даже это приведет к тому, что зрителю в иных моментах будет просто скучно. И непонятно как полученные после провала "Полиции Майами" $100 млн. режиссёр чуть ли не полностью расходует на декорации, снимает в тех самых местах, где произошли реальные события, и подобно Питеру Джексону, с головой окунает зрителя в середину 30-х, до такой степени, что ни разу не подумаешь, что где-то в десятке метров или за углом вон того дома живут своей жизнью двухтысячные.
В конце концов, как и в нескольких предыдущих случаях, здесь снова форма преобладает над содержанием, однако от разочарования масштабов "Полиции Майами" фильм спасает то, что в нем вообще есть это самое содержание. Да, в фильме мало тяжёлых эмоциональных сцен - выделяются только допрос Билли, лишь за один который Марион Котийяр достойна второй номинации на Оскар, да ключевой момент - смерть Диллинджера, предшествуемая прекрасной сценой в кинотеатре, в которой Кларк Гейбл, не зная, даст Джонни Д. свой последний совет. Однако в этой истории тяжёлая драма и не нужна. Нужна харизма Диллинджера и завоевывающий зрителей вместе с Билли краткий рассказ о тяжелом детстве, нужны наивность и преданность Билли, холодная расчетливость и не допускающий эмоций профессионализм Мелвина Первиса, эгоцентричность Джея Эдгара Хувера. Все это здесь есть, и актёры прекрасно это воплощают, особенно Депп, наконец-то играющий не очередного джекаворобья или вилливонку, а вполне эмоционально сдержанного грабителя банков, отсидевшего десять лет за кражу 30 долларов и вышедшего для одной цели: жить и наслаждаться жизнью, ни о чем не заботясь, ужинать в дорогих ресторанах, ходить в кино, закрутить роман с красивой девушкой и грабить банки в разных штатах, каждый раз смеясь над преследователями. Что удивляет на сеансе больше всего, так это то, что Манн и Депп заставляют в голос смеяться и зрителей: побег из тюрьмы "позови этого, позови того", "это был водный пистолет?", прекрасная сцена в кинотеатре "посмотрите направо, посмотрите налево", что уж говорить о произошедшем и в реальной жизни посещении Диллинджером департамента по его собственному поиску. И все эти эпизоды не ощущаются вставленными сюда ради чистой комедии, но совершенно органично вливаются в повествование.
Ну и вторым приятным откровением непосредственно на просмотре стало то, что цифровая камера, она в данном случае взяла да и оказалась очень удачным решением. Мы видим каждую дождевую каплю на сверкающих автомобилях, видим замызганные окна полицейского участка далеко на заднем плане, видим каждую вмятину на пальто. Дело тут, впрочем, не столько в потрясающей детализации, сколько в том, как она способствует созданию атмосферы. «Холодность» цифровой камеры на удивление хорошо чувствует себя в обстановке 30-х, да и к этому сырому осеннее-зимнему климату она подходит прекрасно. Была бы пленка лучше? Вполне может быть. Но достоинства цифры в данном случае я оспаривать не могу. Здесь это ново, небанально и - удивительно, но - вполне подходяще.
Минусы? Да, они есть, а куда без них. У Эллиота Голденталя в этот раз все довольно плохо, за прекрасно изображаемым холодным профессионализмом Кристиана Бэйла все-таки не видно хоть какой-то глубины, а Манн до такой степени увлекся шикарными декорациями, что, похоже, вообще забыл об обстановке Великой Депрессии как таковой. Но что эти минусы на общем фоне? Лично для меня – практически ничто. На этот раз у Майкла Манна получилось довольно спорное кино, и дискуссий о нем будет вестись немало – о «пустоте», о персонажах, за которых не переживаешь, о цифровой камере, о преобладании формы над содержанием. Но на мой взгляд, это отличное кино, лучше которого у Манна только «Схватка», «Свой человек» и «Соучастник», и уж за кошмарную «Полицию Майами» 66-летний режиссёр реабилитировался в полной мере. Получилась ли классика на все времена? Все-таки, нет. Но очень достойная и сильная работа, которую тем более приятно увидеть в разгар лета посреди бездумных блокбастеров – получилась на все сто. Что ж, нам хватит и этого. Ведь главное, чтоб впечатление было хорошим, а насколько – это уже не так важно. С возвращением, мистер Манн.
Последний раз редактировалось
Джокер 26 июл 2009, 14:45, всего редактировалось 1 раз.
Forget it Jake, it's Chinatown.