Первый сезонСейчас сложно поверить, что когда-то «Остаться в живых» с большими сложностями добирался до экранов телевизоров, а студия не возлагала на новый проект особых надежд. Пилотная серия делалась в стремительном темпе. Сценарий дописывался чуть ли не на съёмочной площадке. Актеры подбирались не под роли, а, наоборот, роли переписывались под понравившихся продюсерам во время проб актеров, постоянно меняя схематично обозначенные образы того или иного персонажа. Практически все главные герои должны были изначально предстать в совершенно ином свете: Джек должен был погибнуть по ходу пилотной серии; Кейт представлялась создателям более пожилой бизнесвуман, потерявшей мужа в авиакатастрофе и впоследствии становящейся лидером выживших; Чарли должен был быть сорокапятилетней рок-звездой, дни славы которой остались далеко позади; а Сойер – более пожилым городским мошенником из Буффало… В завершении всего бюджет пилота разросся до немысленных по тем временам $12 миллионов, что привило к увольнению главы АВС за одобрения столь дорого проекта с довольно рискованной концепцией.
Поначалу создатели слабо представляли, в каком направлении должен двигаться проект. Раскидывая множество загадок уже в первые несколько серий, продюсеры не знали, какие ответы предстоит предложить зрителям: например, в пилотной серии Лок говорит Уолту, что у него есть секрет. Проблема в том, что тогда даже сценаристы не знали, что это будет. Породнив классическую историю Робинзона Крузо или более современный сюжет «Изгоя» с реалити-шоу «Survivor», добавив мистики, создатели сделали практически идеальный пилот, в котором были все элементы для последующего блестящего сериала: старая концепция в новой упаковке, множество персонажей, опасное, но столь притягательное место действие, обильная порция экшна, таинственность, многочисленные загадки уже в первые девяноста минут… И совершенно фантастическая начальная сцена, показывающая последствия авиакатастрофы настолько зрелищно, что практически все дальнейшие подобные сцены в кинематографе обречены на неминуемое сравнение.
«Остаться в живых» в том виде, в котором мы его видели в первом сезоне, - это в какой-то степени старая история о доме с привидениями, в котором вместо призраков выступают многочисленные монстры, как видимые, так и не видимые; а также необъяснимые явления. Показав зрителям во всей красе белых медведей в джунглях и заставив нас гадать, какого черта они там делают, создатели справедливо решили не показывать основного монстра – нечто гигантское и смертельно опасное временами разгуливающее по острову. Такой простой прием позволил зрителям самим решать, что это может быть, как выглядеть, каковы его цели, и кто или что его создал. Чем дальше сезон вел отсчет своим сериям, тем все больше остров становился похож на единый организм, живущих по своим никому неведомым правилам и не очень дружелюбно относящийся к пришельцам извне.
Уже после первого сезона появились многочисленные теории, пытающиеся объяснить происходящее на острове: от выживших, выступающих лабораторными крысами, в масштабном эксперименте инопланетян до мира, созданного воображением Уолта; от своеобразного чистилища, куда попали души погибших в авиакатастрофе, до созданной искусственным путем частной или правительственной компанией заброшенной самоподдерживающей экосистемы. Каждый был волен трактовать события так, как ему больше нравилось. Но не только многочисленными загадками и тайнами сериал покорил сердца миллионов.
Как бы ни был хорош сюжет и сценарий, если не будет героев, за которых будут переживать зрители, то такой сериал довольно быстро приестся и забудется. Здесь же с легкостью можно насчитать около дюжины только основных действующих лиц. Создатели пошли на рискованный шаг, предоставив чуть ли не все экранное время первого сезона под проработку характеров героев. Многочисленные флэшбеки присутствуют не для красивой формы, а несут огромную функцию по приданию глубины характера каждого персонажа. Выхватывая те или иные моменты жизни героев, они не только помогают лучше понять персонажей, но взглянуть на них совершенно под новым углом, заметив абсолютно новые элементы.
И когда, где-то в середине сезоне, закралось нехорошее подозрение, что флэшбеки станут непосильной ношей, а их фактическое назначение устремится к нулю, началось самое интересное – в прошлом многие герои прямым или косвенным образом соприкасались друг с другом. И еще больше мы погружались в гадания – почему именно эти люди, и главное – для чего собрались в одном месте в одно время.
Конечно, такое внимание прошлому персонажей не могло не сказаться на основном действии, которое заметно тормозится в середине, чтобы понестись во весь галоп в последних сериях. На острове появляются странные персонажи (например, Даниэль), главное и единственное назначение которых придать еще больше таинственности и дать необходимый толчок забуксовавшему сюжету. Но на такие мелочи не обращаешь внимания, потому что уж больно хорошие герои, а через десяток серий они становятся тебе чуть ли не родным.
Первый сезон был довольно прост в сюжетном построении, если сравнивать с тем, куда дальше отправился сериал. Мы еще не знали, что и кто скрываются в люке; что это за странный дымок; а уж о перемещениях во времени и воскрешении из мертвых тогда еще никто и не мечтал. Всё это было впереди. Но нельзя не сказать о последних минутах первого сезона, проведенных в невероятно притягательном слоу-мо под божественную мелодию, показывающих героев, заходящих на рейс 815 и ничего не подозревающих о дальнейших событиях. Во многом эти шикарные шесть минут в совокупности с открытым люком и целой кипой вопросов, жаждущих ответов, заставляли нас с замиранием сердца ждать второй сезон.

Not bad for... a human.