Мари » 08 апр 2005, 16:17
Я в который раз посмотрела на днях "Страх и ненависть в Лас-Вегасе". Очень люблю этот фильм и предлагаю вашему вниманию свой отзыв.
Режиссер Терри Гиллиам/Terry Gilliam/ 1998 год.
Главные роли исполняют Джонни Депп/Рауль Дюк/ и Бенисио Дель Торо/доктор Гонзо/.
«Тот, кто сумеет преодолеть себя, избавится от боли бытия». /Dr.Jonson/
Фильм, конечно, интересен сам по себе. Но нельзя не учитывать тот факт, что снят он по книге Хантера Стоктона Томпсона "Страх и отвращение в Лас-Вегасе". Сценарии к фильму переписывались, и режиссером не всегда был Гиллиам.
Томпсон, личность известная, и формальности по отношению к себе и своему творчеству не потерпел бы. Как не потерпел предполагаемого в начале режиссера Алекса Кокса по причине его приверженности вегетарианству. Прежде, чем фильм состоялся, два человека - Депп и Томпсон должны были "как следует" узнать друг друга. Об этом интересном периоде имеются и статьи и интервью.
Почему все так серьезно?
Серьезный фильм, хоть и смешной, и серьезные темы затрагивает.
О чем? О мечте и иллюзиях, о разочарованиях и надежде. Честно, прямо, на равных.
Вы – наркоман? Я – нет. Какая разница? Имеет ли это значение? Мы все хотим мечтать. Мы все хотим жить. Как? Как умеем, как можем, как получается.
Начало фильма – 1971 год.
Музыка уносит в те времена, когда, очевидно, я только начала жить. А кто – то уже жил мучительно.
«Розы в дожде и мурлыканье кошки…
Чайник, что медью блестит на окошке…
Варежки, свертки под елью, уют…
…Мир и покой в мое сердце несут».
Война во Вьетнаме. Протесты, демонстрации. И потрясающее начало фильма. Чтобы всем и сразу стало понятно – все очень серьезно. А вы начинаете смеяться…
Секс – Наркотики - Рок энд ролл. Хиппи, проповедники всех мастей. И вожделенное – души, как можно больше душ. И чем невиннее, тем слаще.
Рауль Дюк /Джонни Депп/, доктор Гонзо /Бенисио Дель Торо/ и чемодан, до отказа набитый наркотиками и психотропными веществами, едут в Лас-Вегас.
Эти «трое» отправились узнать, а что это такое «великая американская мечта». А узнали «великую американскую иллюзию».
Предлог поездки – статья о мотоциклетных гонках, которые и должен осветить журналист Рауль Дюк. Вскоре после открытия гонок, увидеть что либо совершенно невозможно по причине поднятого ввысь песка, спрятавшего всех и вся. И наши герои отправляются развлекаться. Ведь они же стопроцентные американцы.
Итак, Лас-Вегас, мечта многих обывателей. Все сверкает и переливается. Дюк и Гонзо экспериментируют с эфиром. Абсурд? Где? В городе или в помутневшем разуме Дюка и Гонзо? Абсурд повсюду. Вырвавшись из наркотического бреда, они попадают в бред иной – реальный. Все перемешалось. Весь фильм – это попытка разобраться, какой бред надо забыть, а какой никак «неможно» игнорировать. И главные вопросы: что происходит и зачем? Но, если бы дело было только в этом… Здесь ужас и боль всего поколения. Обман, ханженство, лицемерие. Кто выживет, тот герой.
Освящение мотоциклетной гонки заканчивается разгромом гостиничного номера. Как все это случилось? Тот, кто смог бы ответить на этот вопрос, адвокат доктор Гонзо сбежал. Ну что ж, нам тоже пора…
Ха! А вы сможете? «Потоки энергии зависят от капризов Великого Магнита. Я был идиотом, отрицая это» - думает Дюк. Выбора нет. Надо возвращаться. Наш адвокат снял номер уже в другой гостинице, а мы приехали освящать съезд окружных прокуроров. Как же можно не иметь представителей от наркокультуры на таком солидном мероприятии? Маразм продолжается!
Разгром одного гостиничного номера двумя наркоманами продолжается в другом номере и другой гостинице. Какая разница? Названия, номера, обслуга. Все мелькает как череда собственных наркотических видений. Если у тебя есть неограниченный кредит, общество вас стерпит. А он у вас есть. Не хотите платить по счетам – не надо. Пусть отдуваются мелкие «нарушители», это не для вас. Вы – крутые.
Рано или поздно, но все уикэнды заканчиваются. Что дальше?
На этот раз бегство будет настоящим. Адвокат исчезнет навсегда, оставив Дюку – Томпсону свой талисман, а журналист… Журналист вернется и напишет «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» и заставит не один раз понервничать американских политиков, представителей закона и так называемое «молчаливое большинство». Это про него, Дюка – Томпсона, скажут, что «этого ненормального маньяка можно остановить только атомной бомбой». Он остановит себя сам и завещает выстрелить своим прахом из пушки в родном поместье в Аспене. Последнее, что он напишет, будет о войне в Ираке. А последнее, чем заканчивается фильм: «Сейчас мы все хотим выжить. Нет больше стимула шестидесятых. Великий гуру Тим Лири допустил фатальную ошибку. Он мотался по Америке, проповедуя самопознание, не думая о мрачной реальности, поджидающей всех, кто воспринимал его серьезно. Эти наивные уроды полагали, что можно обрести мир души и понимание, купив за три доллара таблетку радости. Их потери и неудачи относятся и к нам. Лири добился того, что создал нам иллюзию жизни. А результат – поколение пожизненных калек, так и не понявших главную, старую, как мир, ошибку: убеждение, что кто – то или что – то поддерживает свет в конце тоннеля».
Дюк возвращается в мир забытья, спокойствия и мрака. «И в царстве уродов станет на одного урода больше».
«Я был рожден среди огня и смерчей.
Меня крестила мать среди грозы.
Но все прошло, и время стерло память».
Пустыня, дорога и щит, надпись на котором гласит: «Вы покидаете зону Страха и Ненависти».
Жажда узнать о Мечте - это естественное желание большинства или это всего лишь заманчивый трюк с претензией на некую национальную особенность? Ну, как? Узнали? Хотите еще? И есть ли еще в этом омерзительном мире хоть что – то настоящее? У вас два пути: отправиться по примеру наших героев в самое Ее сердце или посмотреть фильм. Терри Гиллиам приглашает. Я выбираю второе…
Великолепный конец. Бегущие по шоссе, вслед за уезжающим Дюком, титры с именами создателей фильма. Многие из них проделали этот путь и теперь возвращаются. Великолепная музыка.
Это вам не Финчер. Здесь не чувствуется цензуры продюсеров и бюджета. Здесь один цензор – собственное сердце.
Последний раз редактировалось
Мари 30 май 2005, 23:12, всего редактировалось 1 раз.
"Эта жизнь была жадной и я для неё годился."Х.С.Томпсон