Джокер » 06 мар 2009, 19:37
Когда Зак Снайдер встал у руля экранизации знаменитого графического романа Алана Мура, считавшегося «неэкранизируемым», задача перед ним стояла не меньшая, чем перед, если хотите, Питером Джексоном. Предстояло перенести на экран классическое, известное большинству людей произведение, уместить в без малого 3 часа огромное количество персонажей, событий и сюжетных линий, при этом, не забывая и об обычных попкорноедах, неминуемо что-то удалить, что-то упростить, посметь добавить что-то своё, прекрасно осознавая неизбежный гнев хардкоровых фанатов, с которым нужно было просто смириться. И уже то, что у Снайдера в итоге получилось кино, вызывающее положительный отклик у большинства зрителей, и самое главное – нечитавших, это уже громадное достижение.
Расписывать визуальные роскошества действа можно долго. Как «Город грехов» и «300», «Хранители» - в прямом смысле слова «оживший комикс». Начиная с великолепных титров под Боба Дилана, и до самого финала этой мрачной истории перед нами настоящий визуальный шедевр, стилистика оригинала в котором воспроизведена безукоризненно, многие кадры здесь фактически повторяют первоисточник, и на большом экране действительно прекрасны. Даже если бы в фильме не было ни сюжета, ни актёров, он все равно был бы категории «must see» только благодаря визуальному ряду.
А всё дело как раз в том, что и сюжет, и актёрская игра в фильме очень даже есть, и это и возводит «Хранителей» в разряд одной из лучших экранизаций комиксов последнего времени. Джеки Эрл Хейли, Джеффри Дин Морган, Патрик Уилсон, Билли Крудап, Малин Акерман – они не просто выглядят так, будто сошли со страниц книги, они дают своим героям жизнь именно потому, что отлично играют, особенно это касается Хейли и Моргана. Единственное хоть немного спорное звено всего кастинга – Мэтью Гуд, и то спорное лишь тем, что внешне его герой на оригинала не походит никоим образом. Но играет он весьма неплохо, и финальная ключевая сцена с Гудом, Хейли и Уилсоном на поверку оказалась гораздо лучше, чем можно было ожидать.
Но конечно, с самого начала наибольшие опасения вызывал сценарий, и успех или неуспех зависел главным образом от того, как именно роман Мура и Гиббонса будет адаптирован. Упрощённость диалогов и выкидывание целых сюжетных линий было неизбежным с самого начала, вопрос стоял лишь в том, что именно будет упрощено, что вырезано и что добавлено. И тут надо отдать должное сценаристам – диалоги вырезаются исключительно те, что можно вырезать безболезненно, то же относится и к сюжетным линиям, короче говоря, фильм «упрощен» почти во всех правильных местах. Ну и изменённый финал «Хранителям» в итоге подходит прекрасно.
Впрочем, сценарий, как ни крути, не идеален, и ему всё-таки есть чего предъявить. Во-первых, это несбалансированность героев и их сюжетных линий, проигрывающих друг другу по насыщенности. Особенно тут жалко безбожно урезанную линию Эдриана Вайда, вот уж потеря для фильма так потеря.
Во-вторых – финал. Как я уже сказал, фильму он подходит отлично, за исключением одного – он слабее оригинального. Читая книгу, можно было по-настоящему прочувствовать всю дикую агонию, всё отчаяние, весь трагизм происходящего в Нью-Йорке. Это усугублялось и тем, что в книге было место для того, для чего не было в фильме – раскрытия множества второстепенных персонажей, за которых мы переживали. Но в фильме и на главную шестёрку едва хватило места, какой там психиатр Роршаха или дед, продающий газеты. И вполне естественно, что эмоциональный отклик зрителя гораздо слабее. И конечно, это нет-нет, да смазывает впечатление.
Но несмотря на эти недостатки, мы должны радоваться, что шедевр Алана Мура в конце концов добрался до большого экрана, и добрался именно в таком виде. «Хранители» - совершенно точно кино не для всех. Это история о супергероях, какими мы их ещё никогда не видели. Это не попкорновое развлекалово а-ля «Фантастическая четвёрка» и «Люди Икс», но сложная и глубокая постановка, в которой главное внимание уделяется далеко не экшн-сценам, действие происходит в 1980-х, и финал далёк от счастливого. Со всеми вытекающими. И то, что в наше время господства блокбастеров, бессмысленных и беспощадных, продюсеры не побоялись вложить деньги в лишь внешне похожих на оные блокбастеры «Хранителей» – уже храбрый и достойный уважения шаг. Пусть это кино многие рядовые зрители не поймут и не примут, но огромное количество ценителей творчества Алана Мура получило фильм, который достоин своего оригинала. А Зак Снайдер вслед за Питером Джексоном и Томом Тыквером доказал, что в хороших руках любая книга может быть экранизируемой.
Теперь же просто подождем июля и 3,5-часовой режиссёрской версии, и забудем про все небольшие сюжетные недостатки как про страшный сон. Зак Снайдер взялся за непосильную задачу и сумел выполнить её, не упав лицом в грязь, но лишь едва поскользнувшись на своём пути.
Замечательное, чёрт побери, кино. Больших ему сборов и высоких рейтингов.
Forget it Jake, it's Chinatown.