Джокер » 13 авг 2008, 23:10
Ну что ж. Думаю, не стоит попусту тратить время и писать вступления. Перейду сразу к делу.
Режиссура и сценарий. Как сказал в одном из интервью Кристофер Нолан, это его первый фильм, сделанный "абсолютно линейно". То есть, никаких возвратов в прошлое и переносов в будущее в ТР вы не увидите - все действия происходят друг за другом, в строгой последовательности. И фильм от этого только выигрывает. Вообще, хотя в карьере Нолана имеются уже великолепные "Помни" и "Престиж" и отличный "Бэтмен:начало", именно "Тёмный рыцарь" - его "I-will-be-remembered-for" фильм. Это будущая классика и тот фильм, которым больше всего будет гордиться жанр кинокомикса. Нолан и раньше проявлял себя как отличный режиссер и сценарист, но в ТР он дважды сам себя перепрыгнул. Здесь все выверено. Каждое действие имеет мотивацию, причем понятную зрителю. Здесь диалоги и монологи прописаны великолепно - чего только стоит речь Джокера в больнице. Здесь сюжетные дыры - отсутствуют или настолько малы, что их никто не замечает. Здесь от начала до конца выдержана атмосфера. Каждый сюжетный ход - неожиданен до крайности. На мой взгляд, любой человек, который сумеет предсказать, что случится в фильме через пять минут - гений. Потому что предсказать здесь нельзя ничего, Нолан с помощью двух сюжетных ходов перевернет все с ног на голову, вы привыкнете и решите, что дальше вас не провести, и тогда он направит действие в такое русло, о котором вы даже не догадывались - и так весь фильм. Кристофер воистину главный в Голливуде режиссер по непредсказуемости - в ТР даже финал такой, о котором вы бы вряд ли догадались. Великолепная работа, от начала и до конца. Что же до пресловутой "реалистичности комикса", то в ТР оная реалистичность осталась примерно на том же уровне, что и в "Бэтмене: начало". Разве что гаджеты, которыми Морган Фримен продолжает щедро одаривать нашего героя, становятся более фантастическими. А в остальном все как и было, тот же Готэм это вам не обитель фриков типа Человека-пингвина или мистера Фриза, а вполне рядовой, серый мегаполис, разве что с бОльшим количеством криминальных элементов.
Актёрская игра. Ну вы же понимаете, в чей адрес я буду больше всего рассыпаться восторженными фразами? И Хит Леджер, Царство Ему Небесное, этого заслуживает в полной мере, как заслуживает он и посмертного Оскара - только, к сожалению, ничего из этого не вернет нам этого талантливейшего парня. Прежние его работы были хороши, некоторые были очень хороши, но лишь после "Тёмного рыцаря" я понял, какого великого актера мы потеряли. Его Джокер - это нечто невообразимое и невероятное. Вот он, лучший кинозлодей на моей памяти, перед которым склоняют головы Джон До, Антон Чигур и сам Ганнибал Лектер. Это действительно ultimate villain. Он безлик: у него нет ни имени, ни отпечатков пальцев, ни прошлого. Он человек из ниоткуда. Ему не важны деньги: смеясь, он сжигает миллионы. Для него деньги - ничто. Главное - это хаос, всеобщий и всеобъемлющий. И он устраивает его с помощью "бензина и пары пуль". Смотреть на это - восхищение. Каждую его фразу можно записать в цитатник, он непредсказуем, он везде и нигде, он играет человеческими жизнями без всякого сожаления. Он никогда не перестанет удивлять вас. Каждое его появление на экране - это праздник для зрителя. Его ужимки, улыбка, дикий смех, его поведение, фразы... гениально, великолепно, потрясающе, достойно десятиминутных оваций стоя. И когда он на какое-то время покидает экран, ты все еще сидишь, охваченный восторгом, и не можешь дождаться его нового появления, нового преступления, нового неожиданного хода. И что самое главное - Джокер победил Бэтмена. Я говорю не конкретно о персонаже Леджера - потому что его можно убить, засадить за решетку или в психушку. Но всегда найдется такой человек, которому захочется померяться силами с Бэтменом "just for the fun of it". И в этом еще одна прелесть этого персонажа - да, он отрицательный герой, но его жизненная философия гораздо сильнее философии Бэтмена, Гордона или Харви Дента. И поэтому он все равно останется в выигрыше...
Другой нововведённый персонаж - Харви Дент. Человек, с которым судьба сыграла самую злую из всех шуток. На мой взгляд, Аарон Экхарт сыграл свою лучшую роль. Окружной прокурор в начале - сильный, жесткий, с моральными принципами. Идеальный "белый рыцарь Готэма". И в какое моральное чудовище по злой иронии судьбы он превратился в финале. В отличие от Джокера Харви и в обличье злодея вызывает глубокое сострадание. Экхарт, нисколько не затерявшись на фоне Леджера, замечательно сыграл трагического злодея. Я, кстати, частенько встречал в сети буквально следующее - мол, Нолан и ко повторили ошибку создателей Спидормэна 3, понапихав в фильм злодеев и так никого из них и не раскрыв. Уж неизвестно мне, чего курили товарищи, такое писавшие...
Ах да, есть и еще один новичок в кастинге - Эрик Робертс в роли Сальваторе Марони, преемника Кармине Фальконе. Конечно, до харизмы Уилкинсона Эрику как до Луны, но это не значит, что все плохо. Да, Робертс никогда не был ни хорошим актером, ни кинозвездой, быстро затерявшись в ряде дебильных дайрект-ту-видео фильмов. Но у Нолана, кажется, невозможно плохо сыграть. В своей небольшой роли Робертс запоминается вполне и оставляет приятное впечатление. Пусть он и играет, по сути, роль фона для Джокера и Двуликого, но более удачный фон найти сложно.
Ну и стоит сказать также и о Мэгги Гилленхаал, заменившую Кэти Холмс на роли Рэйчел Доуз. Тут в общем тоже - высот не продемонстрировано, но сыграно добротно и убедительно. В отличие от Марии Белло в третьей Мумии, Мэгги вполне удачно подхватила созданный Холмс образ - во время просмотра даже и не замечаешь, что это другая актриса.
А что же старая гвардия? Замечательно. Кристиан Бэйл продолжает успешно исполнять роль избалованного богача, по ночам борящегося с преступностью. В отличие от Майкла Китона, которого в первом фильме Джек Николсон полностью затмил, Бэйл справедливо решил не выпячиваться и правильно - да, Джокер лучший, но он ни в коем случае не мешает Бэтмену себя проявить. Места в фильме найдется всем, у каждого будет пара запоминающихся реплик и каждый представит цельный образ.
Вернулись из предыдущего фильма и Майкл Кейн, и Гэри Олдмен, и Морган Фримен. Кейн и Фримен экранного времени имеют не больше, чем в приквеле, но см. последнее предложение предыдущего абзаца. А вот об Олдмене хочется сказать особо. На экране он в этот раз проводит куда больше времени и время это использует отлично - лейтенант (тьфу ты, уже комиссар) Джим Гордон на этот раз не просто плоский "последний честный полицейский в городе", а один из главных героев фильма, куда сильнее раскрытый, более цельный и убедительный персонаж. Тому, что Олдман в сиквеле получил оперативный простор, я был чертовски рад.
Экшн. Его здесь не сказать чтобы очень много, хотя безусловно больше, чем в первой части. В наличии автомобильная погоня (вполне крепкая и зрелищная, но до вершин второй Матрицы далеко), несколько отличных файтингов, один грандиозный перевертыш грузовика, который мы видели в трейлере, но в целом фильм мне напомнил скорее "Ультиматум Борна" - ставка делается не на сногсшибательные экшн-сцены каждые 20 минут, а на общую крайнюю напряженность и динамичность все 2 с половиной часа. Фильм затягивает с самого начала и не отпускает до титров. И это здорово.
"Тёмный рыцарь" - это сиквел, в разы превосходящий оригинал; это лучший кинокомикс на моей памяти; это один из редких блокбастеров, действительно достойных Оскара; это... это просто сильное, динамичное и затягивающее напрочь Кино, которое предложит вам и экшн, и юмор, и драму, и актерскую игру, и сильнейший сценарий, всё в лучшем виде. Это кино, во время которого вы будете ронять челюсть от удивления каждые 15 минут, уже после первых 30 минут и до конца постоянно дрожать от восторга, а с появлением финальных титров не сможете не захотеть увидеть продолжение.
P.S. Если вы всё-таки дочитали данный отзыв до конца, то большое спасибо за внимание.
Последний раз редактировалось
Джокер 11 дек 2008, 20:43, всего редактировалось 3 раз(а).
Forget it Jake, it's Chinatown.