Провал во времени / Retroactive
Год: 1997
Режисcер: Луис Морно
В ролях: Джеймс Белуши, Кайли Трэвис, Шэннон Уирри, Фрэнк Уэли, М. Эммет Уолш, Шерман Ховард, Гай Бойд
Жанр: фантастика, триллер, экшн
Сюжет: Под ярким солнцем Великой Американской равнины, на одинокой, продуваемой всеми ветрами автозаправочной станции происходит жестокое преступление. Эти, леденящие душу события происходят на глазах Карен, попутчицы человека, оказавшего беспощадным убийцей.
Спасаясь от его преследования, Карен вновь и вновь возвращается в прошлое, но всего лишь на 20 минут назад для того, чтобы предотвратить уже совершенное убийство. Один убийца! Один свидетель! Один шанс спастись!
Незабытое прошлое: Эпизод I – Цените время
Недавно, зайдя в один магазинчик по продаже DVD, тщательно просматривая каждую полочку, я наткнулся на несколько любопытных наименований. И в тот самый миг меня словно осенило – а почему бы не пересмотреть фильмы, которые мне когда-то очень нравились, но которые я уже не смотрел продолжительное время. С одной стороны, довольно интересно освежить впечатления о некогда понравившихся картинах, но с другой – велика вероятность разрушить свой собственный положительный миф о том или ином фильме. Набравшись мужества, решительно закупив первую партию DVD с подобными картинами, преступил к просмотру. Слава богу, первый блин не вышел комом. Честно говоря, и второй совсем не подгорел (о нём позднее и в другой теме). Ну а пока, самое время испытать…
Провал во времени
Уже по названию понятно, что фильм будет каким-то образом обыгрывать перемещение во времени. В отличие от многих картин данного жанра творение Луиса Морно ставит во главу сюжета вовсе не создателя машины времени, а человека, оказавшегося не в то время, не в том месте. Поначалу, кажется, что сюжет будет крутиться вокруг Брайана, молодого, но крайне башковитого ученного, умудрившегося уже в первой сцене фильма поставить успешный временной эксперимент на мертвой мышке. Хотя, всё же интересно – если только тот, кто прошел через машину, способен помнить, что случилось с ним в будущем, то, как может переместиться в прошлое кассета в видеокамере, находящейся в нескольких сотнях метрах от установки? Ну да ладно, суть не в этом.
В то же самое время (правда, как вы уже поняли, здесь эта вещь довольно относительная) Карен Уоррен (Кайли Трэвис), работающая переговорщиком, колесит на своем кабриолете по бескрайним просторам Техаса, в очередной раз прокручивая в голове неудачную попытку освобождения заложников, приведшую к гибели шестерых человек. После такой личной травмы, Карен решает отдохнуть от работы и проехаться по стране. Разумеется, ровно по середине ничего, задумавшись, она чуть не врежется в грузовик, собьет рекламный плакат и приведет машину в негодность. На её (не)счастье мимо проезжающая супружеская пара предложит ей помощь. Благодаря таким фильмам, как «Попутчик», нам хорошо известно, что садиться в машины к незнакомцам ни в коем случае нельзя. Вот и здесь, узнав, что его женушка (Шеннон Уирри) ему изменяет, Фрэнк (Джеймс Белуши), недолго думая, отправит её на тот свет, и чтобы не оставлять лишних свидетелей, постарается сделать то же самое с Карен. Последней ничего не остается, как искать спасение в чуть ли неединственном здании посреди этой чертовой пустыни (как раз именно там Брайан колдует над временем) и совершенно случайным образом переместиться на двадцать минут в прошлое, т.е. оказаться снова в машине с Фрэнком и Райаной…
Если вы думаете, что все перипетии сюжета вам уже известны, то уверяю, это далеко не так. Вышесказанное занимает в фильме первые двадцать минут. А дальше начинается своеобразный адреналиновый «День сурка». Зная, что её ожидает в будущем, Карен будет неоднократно пытаться изменить настоящее, но каждый раз возвращаясь назад, у неё это будет получаться всё хуже и хуже.
«Провал во времени» берет не только своим сюжетом, который весьма хорош, но и крайним динамизмом происходящего. Представив абсолютно всех немногочисленных персонажей в первые двадцать минут, создатели фильма фокусируются на различных мелочах, рассказывающих о тонкостях сюжета, а также на великолепных экшн-сценах. Располагая небольшим бюджетом, стесненные в выборе локаций (их здесь по сути всего три: небольшой участок шоссе, заправочная станция и научная лаборатория), каждый раз авторы приятно удивляют зрелищной автопогоней, не менее захватывающей перестрелкой и отлично поставленными трюками.
Если сюжет фильма крутится вокруг Карен, то сама картина во многом обязана Джеймсу Белуши. Большинству зрителей Джеймс известен как комедийный актер. В «Провале во времени» он не упустит возможности продемонстрировать данный аспект своего таланта: то фразу какую-нибудь отмочит, то рожу скорчит… Однако, роли плохих парней у него выходят куда лучше, и здесь он разошелся на всю катушку. Фрэнк – это, как говорится, психопат в своем лучшем виде: дружелюбный и обходительный снаружи, но в то же время чрезвычайно опасный, меняющий свое настроение в мгновение ока, и без промедления готовый пристрелить кого угодно. На фоне Белуши теряются все остальные актеры фильма, которые порой уж больно заметно либо не доигрывают, либо переигрывают.
Знаете в чём прелесть фильмов категории «Б»? Обычно ты смотришь их, ничего не зная о фильме, порой даже ничего не зная о сюжете, съёмочной группе и актерах. Ты просто включаешь DVD и надеешься убить полтора часа. Если фильм не понравился, то невелика беда. Если понравился, то отлично. Если запомнился, то вообще замечательно. Для автора этих строк «Провал во времени» принадлежит к последней категории. Пересмотрев фильм впервые за последние семь лет, я остался более, чем удовлетворен от увиденного. Всё-таки не каждый день смотришь экшн категории «Б», оставляющий приятнейшее послевкусие.
Not bad for... a human.