Идущий » 30 ноя 2008, 20:16
Мгла: Туманный Дарабонт, бессмысленный и беспощадный
Внимание: Отзыв содержит спойлеры, за которые, по мнению Кинга, следует убивать
Многим знакомо такое состояние, когда произведения какого-то крайне любимого тобою писателя уже не имеют над тобой былой власти. То есть ты по-прежнему помнишь те чувства, что одолевали тебя при прочтении, но сами чувства уже не испытываешь. Однако твое уважение к автору простирается так же глубоко, как и раньше, а потому ты относишься к экранизациям его произведений так же болезненно, как и любой фанат.
Это периодически случается в Кингом. Читать я его перестал лет пять назад, когда мне показалось, что каждое вновь прочтенное произведение чересчур похоже на какое-то из прочитанных ранее. Но меня до сих пор поражает то невезение, которое преследует его книги в кино.
Большая часть великолепных произведений, вроде «Кладбища домашних животных» или «Оно», удостоилась ужасающих в своей примитивности экранизаций. Среди удачных телепостановок можно отметить парочку вроде «Лангольеров» и «Противостояния». Те же немногие произведения, что стали произведениями кинематографа, и вовсе можно пересчитать по пальцам. И все они были авторскими фильмами, в которых харизма и личность режиссера ничем не уступает автору книги. Это, конечно же, кубриковское «Сияние» с великолепным Николсоном. И это «Зеленая миля» и «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта.
И вот на экранах один из ранних рассказов мэтра, в оригинале «Туман», в русской же локализации киноверсии озаглавленный «Мглой». В исполнении того же Дарабонта. И впервые я не могу однозначно сказать, повезло Кингу или нет. Ибо, если первые две экранизации Дарабонта поражают своим гуманизмом и человеколюбием, то последняя – своим человеконевистничеством. И то, и другое в полной гармонии уживаются у Кинга, у Дарабонта же что-то одно…
Дарабонт, без всякого сомнения, великолепный режиссер и сценарист. То, что его называют лучшим режиссером, когда-либо экранизировавшим Кинга, верно. Из-под кинопера Дарабонта выходят необыкновенные фильмы, но парадоксальность любой экранизации именно в том и состоит, что она хороша лишь тогда, когда режиссер достаточно творчески подходит к делу, желая снять кино, а не просто экранизацию. Так и с Дарабонтом. Его «Зеленая миля» и «Побег из Шоушенка» обладали непоколебимой верой в человека.
Это одна из лучших составляющих Кинга, его герой – это всегда сильный, уверенный в себе, следующий своим принципам, защищающий своих близких до конца, способный пожертвовать собой. Такой выживает у Кинга. Он теряет многое, но лишь ровно столько, чтобы поверить, что все его жертвы не напрасны. Что он достоин жизни и счастья. Таких героев в своих фильмах Дарабонт усилил. Легкая и светлая печаль придают его фильмам особое настроение, но та тягостная атмосфера необратимых потерь, свойственная Кингу, Дарабонту свойственна не была.
Есть у Кинга и антигерой. Неплохой вроде парень. Одно «но»: слабый. А это Кинг страсть как не любит. Если герой – закодированный алкоголик, если он не способен перенести душевные страдания, если он ревнивец или завистник – ай-яй-яй, его ждет незавидный финал. В лучшем случае смерть. В худшем… Об этом легче умолчать.
И вот Дарабонт выдает очередную экранизацию, наполняя ее собственным содержанием. «Мгла» - это, конечно, в первую очередь первоклассный триллер. За исключением вторичности монстров и идеи их происхождения, в остальном фильм завораживает и пугает, держит в напряжении до самого конца. Но эта составляющая – не главное, как для Кинга, так и для Дарабонта. Самое интересное – поставить людей в экстремальные условия и посмотреть, что они будут делать. Посмотреть, как иные, совершенно тихие и непримечательные превращаются на такой благодатной почве в героев, а отважные и благородные – в трусов и безумцев. Как люди превращаются в дикую толпу, а чужие друг другу способны стать сплоченным коллективом. В этом смысле фильм продолжает лучшие традиции «28 дней спустя», к середине хронометража перемещая акцент с монстров за оградой на монстров внутри – двуногих и якобы разумных. Но Дарабонт нынче решил жечь не по-детски. Ему мало монстров и страстей человеческих. Бесчеловечный и бессмысленный финал фильма завершает жестокую вакханалию «Мглы». Сильный и благородный получит по заслугам. Дарабонт ставит концепцию Кинга с ног на голову, лишая зрителя надежды и убивая здравый смысл. Окончание фильма выворачивает все, что было до этого наизнанку.
Зачем? Ответить на это может только сам режиссер. По его заверению, ему хотелось снять мрачную картину. Чтож, у него получилось. Но в отличие от «Зеленой мили» или «Побега из Шоушенка» я ее пересматривать не буду. Ибо о том, как все бывает дерьмово, когда опускаешь руки, я и без него знаю. А о том, что иногда бывает и по-другому, нужно лишь постараться не опускать рук – об этом надо напоминать. Кинг это время от времени делает. Дарабонт решил в «Мгле» этого не делать.
Пусть кино будет разным. И пусть оно хоть иногда дарит надежду заблудившимся во мгле.
Идущий
Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе