ДОКТОР КТО. ДЕСЯТЫЙ СЕЗОН: ПАДЕНИЕ МОФФАТАУшла эпоха. На экраны вышел финальный эпизод последнего сезона под руководством Стивена Моффата. Впереди остался только рождественский спешл, а затем – смена курса под руководством Криса Чибнелла. Попробуем оценить, что именно останется после Стивена Моффата в истории самого долгоиграющего сериала в истории телевидения.
Подводя итоги, следует отметить, что с 2005 года, когда сериал вернулся на экраны после затяжного хиатуса, мы уже посмотрели не один, а целых три сериала.
Первый сериал, которые теперь называют «ламповым» за его теплую и домашнюю атмосферу, а также эмоциональную насыщенность, снял Рассел Т. Дэвис, возродивший шоу из пепла. Кроме того, фишкой того времени стал легкий фантастический абсурд, призванный в том числе замаскировать убогое качество спецэффектов, заменив их смекалкой и юмором. Формула Дэвиса сработала, и сериал полюбили. Кроме того, качество сценариев с каждым сезоном неуклонно росло. После четвертого сезона, который многие заслуженно считают лучшим в эпоху РТД, а также нескольких успешных спешлов шоураннер покинул свой пост героем.
И тогда начался второй сериал. Моффат к тому времени уже стал любимцем публики в среде фанатов «Доктора Кто», написав в каждом из предыдущих сезонов всего по одной, но очень яркой истории. А став шоураннером, он изменил шоу практически до неузнаваемости. Комедию и абсурд сменили закрученный сценарий с кучей твистов, съемки в формате HD и спецэффекты на порядок выше качеством. Новый формат полюбился не всем, уж очень сильно он отличался от того, чтобы было в первых четырех сезонах. Однако Моффату удалось увлечь зрителей лихими перипетиями сюжета, яркими персонажами и авторским стилем повествования с многочисленными пафосными монологами и выполнением невыполнимых миссий в режиме «а он как бы из последних сил». К пятидесятилетнему юбилею сериала в 2013 году в Моффате уже не чаяли души. Триумф закрепился выходом на экраны кинотеатров спецвыпуска «День Доктора» в формате 3D, а затем и рождественского спешла «Время Доктора», в котором Моффат открыл все секреты, накопившиеся за три сезона, завершил все сюжетные линии Одиннадцатого Доктора, и с богом отправил его регенерировать. Если бы Моффат покинул сериал в тот момент, он ушел бы на самом пике.
Но он остался. И с приходом в сериал Питера Капальди начался третий сериал. Диалогов стало больше, перипетий сюжета стало меньше. Предпочтение было отдано единичным историям, не связанным друг с другом, временные парадоксы стали осторожнее и потеряли свою лихую закрученность. Было видно, что сериал пытается отдать дань классике, где чаще всего показывали одну временную локацию для каждой серии.
Вместе с тем, с восьмым сезоном стало резко заметно то, как устал от материала Моффат. Это выразилось прежде всего в том, что его собственные серии потеряли былой запал, а местами даже внятный сюжет. Серии же других сценаристов и вовсе стали грешить отсутствием логики и внятных объяснений происходящего на экране. Апофеозом сценарной бардака стал финал восьмого сезона, по сути - набор обрывочных фансервисных сцен. Все это сопровождалось стенаниями Моффата по поводу того, как трудно снимать два сериала одновременно (в том же году появился многострадальный и ожидаемый всеми третий сезон «Шерлока»).
Кажется, этот момент стал переломным для шоураннера, который понял, что ему все-таки пора собрать волю в кулак и покинуть проект. Как он признался позднее, он снимал девятый сезон именно с этим чувством: что он будет для него последним. Возможно, именно это позитивным образом отразилось на шоу, и многие ошибки были исправлены. Во-первых, чувствуя явный недостаток оригинальных сюжетов (а именно это и отличало сериал со времени его создания), Моффат выбрал несколько интересных историй, растянув их на двухсерийные эпизоды. Во-вторых, Моффату удалось написать один из лучших эпизодов за свою карьеру – «Ниспосланный с небес», где на экране в течение почти целого часа мы видим только одного Капальди, что было необычно и оказалось блестящим творческим экспериментом. В-третьих, финал и последовавший за ним рождественский выпуск были масштабными, эффектными и в меру драматическими.
И все же что-то сломалось. И Моффат снова не ушел, объявив-таки, что десятый сезон официально станет для него последним. Но в этот раз ему это не помогло. Сначала на экраны вышел рождественский выпуск «Возвращение доктора Мистерио», который стал самым скучным за всю историю сериала. И это у шоураннера, который на протяжении нескольких лет создавал самые веселые, интригующие и действительно праздничные спецвыпуски на Рождество! Затем, через полгода последовал сезон, в котором совсем скучные серии чередовались с чуть менее скучными, где приглашенные сценаристы, не стесняясь, копировали прошлые сезоны, а сам Моффат копировал не только свои сценарии в «Докторе», но и свои сценарии в «Шерлоке». Гигантская рыба в Темзе полностью повторила судьбу кита из «Зверь внизу» и дракона из «Убить луну», Монахи стали ухудшенной копией Тишины, а посаженная в Хранилище Мисси – копией сестренки Шерлока, хотя и гораздо менее унылой, и этот список можно продолжать вечно. При этом, как и в «Шерлоке», откровенно скучающий Моффат начал развлекать себя на полную катушку фансервисом, ложными сюжетными твистами и яркими, но нелогичными сценами. Финал, вышедший достаточно драматичным и эффектным, уже не смог спасти весь остальной сезон, погрязший в скуке и самоповторах.
Однако наиболее трудным для понимания стал персонаж самого Доктора. Питеру Капальди, одному из самых значимых современных актеров Великобритании, выпало на долю сыграть героя, характер которого совершенно непонятен. У каждого из предыдущих Докторов был свой характер и эволюция, но они отсутствуют у Двенадцатого Доктора. От серии к серии мы видим то циника и мизантропа, то загадочного фокусника, то милосердного старика, то безумца, готового разнести все в пух и прах. И Капальди, послушно следуя сценарию, великолепно вживается в каждый из этих образов. Но спустя три сезона они так и не сложились в единую картинку.
В итоге, из всей этой вакханалии ВВС и зритель может сделать несколько простых выводов.
Первое. Да, зритель обожает этот сериал, особенно британский зритель, где Доктор с далеками давно стали классикой, а потому они практически бессмертны. Такой зритель готов кушать все, что ему подадут. Еще некоторое время. И все же зрительским терпением пренебрегать нельзя, потому что обман рано или поздно оборачивается против своих создателей.
Второе. Не давайте Моффату снимать больше трех сезонов, неважно, коллективный это проект или авторский. Потому что ему, яркому и самобытному, очень скоро становится скучно, и он начинает развлекать себя, вместо того, чтобы развлекать зрителя.
Третье. Чибнелл как шоураннер, конечно, не панацея, несмотря на весьма успешный «Бродчерч». Серии, написанные им ранее для «Доктора Кто» не входят у зрителей не то, что в число любимых, но и иногда даже средних. Но Чибнелл – это необходимое лекарство для шоу, а также надежда на то, что нас ждет теперь четвертый сериал, такой же непохожий на предыдущие. Каким он будет, узнаем еще нескоро.
Пока же мы прощаемся с Моффатом и его эпохой, пусть и с укором за то, что задержался на троне слишком долго, но и с благодарностью за то, что он подарил зрителю такого «Доктора Кто», которого тот еще не скоро забудет.