Доктор Кто. 9 сезон: Рок-н-рольщикФинал сезона позади. Впереди – разбор полетов. Во времени, пространстве и фантазии Моффата.
Для начала разберемся с плюсами, которых немало. Рафинированность прошлого сезона почувствовали не только фанаты, но и создатели, в связи с чем почти все его минусы в девятом сезоне были устранены. Во-первых, новый сезон почти полностью избавлен от проходных серий при помощи простого приема: почти все истории – двухсерийки. То есть вместо того, чтобы плодить пустые сюжеты, хорошие сценарные находки растянули на два эпизода. Не всем сценариям это пошло на пользу (кое-где встречаются явно вставные сюжетные линии и персонажи), но результат налицо: слабых идей почти нет. Во-вторых, в кои-то веки Капальди дали сыграть на полную катушку. В прошлом сезоне персонаж Двенадцатого Доктора слишком сильно прикрывали завесой тайны. От этого главными героями были все, кроме самого главного героя, напоминавшего фокусника, обиженного на начальство цирка из-за увольнения его по достижении преклонного возраста. Новый имидж – фокусника, изображающего престарелого циничного рокера с электрогитарой, потерявшего все и оттого готового на все, позволил Капальди показать все, на что он способен, а способен он на многое. В-третьих, Моффат, с начала осени твердивший о своем скором уходе (не раньше финала десятого сезона, как оказалось), действительно напрягся и стал гораздо тщательнее следить как за отдельными сюжетами, так и за развитием всей сюжетной арки сезона. Кроме того, он выдал несколько собственных крепких сюжетов, а предпоследний эпизод сезона заслуженно называют лучшим эпизодом ньюскула.
Вместе с тем, Моффату и компании не удалось избежать и нескольких минусов. В первую очередь, это очередная порция фансервиса, которым, как показывает практика, Моффат болен неизлечимо. В новом сезоне Доктор не только обращается к зрителю, ломая четвертую стену, но и встречает собственных фанатов, пока еще в образе бойцов ЮНИТ. Но ощущение, что момент встречи с фанатами сериала в одной из серий не за горами. Кроме того, сюрпризом в пустой коробке оказалась героиня Мэйси Уильямс. Несмотря на активное участие в сериале ее персонаж оказывается недоработанным и очень вставным. Ее «лишнесть» на экране усугубляется слабой игрой актрисы, которая просто не знает, что ей играть: ее героиня так и оказывается нераскрытой до самого конца.
Далее, сериал по-прежнему излишне переполнен мелодрамой. В новом сезоне ее стало заметно меньше, но не настолько, чтобы хейтеры спутницы Доктора – Клары перестали от всей души желать ей гибели, поскольку именно взаимоотношения с ней делают отдельные сюжеты и сцены излишне слезливыми для научно-фантастического сериала.
И наконец, Моффат зачем-то скрывает от зрителя едва ли не единственную находку прошлого сезона – персонаж Мисси в исполнении неподражаемой Мишель Гомес. Она многообещающе появляется в первых двух эпизодах, бессовестно украв всё шоу, чтобы полностью пропасть с экрана до конца сезона. Возникает ощущение, что Моффат опасается такого же творческого кризиса, какой случился год назад на восьмом сезоне и прячет свой козырь в рукаве – на черный день.
В целом, сезон вышел очень крепким. Персонаж 12-го Доктора продолжают развивать как фокусника, который способен на неподражаемые трюки ради ему одному понятных целей. И пока все ждут от него великих свершений, подвигов или злодейств и оттого боятся его, он продолжает за их счет решать собственные, очень человеческие проблемы. И в итоге эта человечность и сделала Капальди и его персонажа новым любимцем публики всего год спустя.
Что дальше – покажет время. До сих пор сериал, как и сам Доктор, преодолевал это препятствие с честью.