Yanna d'Art » 15 июн 2005, 07:55
А вы чё, ребята? Всё стреляете?
Ща уже не стреляют.
Ща по-другому бизнес делают.
Перед игрою в жмурки, режиссёр «усаживает» зрителей в аудиторию, на лекцию по теме «Накопление начального капитала». Не успев привыкнуть к месту и представить, что сидишь не в кинозале, а в учебном заведении, вы вдруг оказываетесь выброшенными в 90-е, на улицу провинциального города. Мне, человеку из Саратова, он показался малой родиной, но позже выяснилось – это Нижний Новгород, хотя им мог бы быть любой другой такой же.
Знакомая картина тех времён: колонки в старых переулках, автоматы с газировкой, первые российские «Макдональдсы» с очередями за диковинным для жителей глубинки фаст-фудом. Герои, основные «жители» картины, облачены в стандартные костюмы: плащ или «косуха», под ними – полосатая рубашка, кожаный жилет, а может олимпийка. Те, что «покруче» - в красных пиджаках. На всех есть перстни, золотые цепи и браслеты.
Один из первых эпизодов, в котором Саймон (Дмитрий Дюжев) стреляет в неожиданно напавшего на них чудного жалкого выскочку, наглядно иллюстрирует законы криминальной сферы: кто не добился авторитета, вынужден прятать голову, не то - снесут.
Цветом фуксии и блеском чёрного атласа на общем фоне выделяется Сергей Михайлович, герой Н.С. Михалкова. С самой первой сцены до конца он не расстаётся с сыном. Натаскивая пацана, Сергей Михайлович берёт его с собой везде: и в собственную баню, и к мёртвому уже Палачу, не боясь за детскую психику, а лишь одёргивая: «Владик, не испачкайся, мать заругает!». Не знаю уж, насколько режиссёр хотел это выдать за чёрную шутку, но подрастающее поколение, присутствующее со мною в зале на просмотре, ничуть не смущалось. Вероятно, именно игривое, на первый взгляд, название заставило некоторых зрителей привести в кинотеатр маленьких детей, чья реакция на экранные жмурки была весьма шокирующей для остальной публики. Во время одного из самых жестоких эпизодов в зале раздалось детское (дошкольное) задорно-безобидное «гыы», в виде реакции на то, как Сергей (Андрей Панин) достал двумя пальцами пистолет из того месива, что осталось после героя Маковецкого, вынужденного сыграть в русскую рулетку. Если уж добавить пару слов о зрителях, то также на просмотре были бабушки (не пожилые дамы, а бабульки – в этом разница!), которые невесть каким путём попали на сеанс и обсуждали наркоманов за моей спиной при появлении врача-студента, панка. Зрительский состав уж слишком разношёрстен. Это и подростки (узнавшие на афишах героев «Бригады»), и дамы за 40 с явным историческим образованием (вероятно, завлечённые портретом Михалкова там же, на афише), и солидные мужи (вполне возможно, приподнявшиеся в 90-е, пришедшие увидеть новый модный фильм, а получившие вместо экрана – кривое зеркало). Но более всего зал изобиловал семейными четвёрками и тройками (папа, мама, дети). Вероятно, это новый способ воспитания.
«Детей пороть нельзя. Меня отец порол в детстве. До сих пор хочу его убить. И ещё кого-нибудь», - говорит в кадре Саймон. «Страшные снаружи, добрые внутри» герои – конёк Балабанова. Брат-Бодров искал когда-то правду. Нынешние Саймон и Сергей – изучают английский по комиксам, поют иностранные песни, говорят вместо «жру» - «кушаю», крестятся, услышав звон колоколов между убийствами, и мечтают построить когда-нибудь храм. Вместо храма они строят из себя успешных бизнесменов. Ровно через 10 лет в Москве становятся владельцами компании с шикарным офисом и больше не стреляют, как советовал Кабан, «по-другому бизнес делают».
Фильм ошарашивает множеством эпизодических ролей, сыгранных ведущими актёрами. Певцов – «защитник жертв милицейского беспредела» -появляется всего лишь раз, передаёт коробку из-под обуви, наполненную героином. Краско – сосед, потревоженный громкой музыкой и расстрелянный на месте. Литвинова два раза в кадре: в середине фильма - официантка, в конце - секретарша, выполняющая те же функции подачи чая. После таких появлений-сюрпризов возникает справедливый вопрос: зачем талантливым артистам нужны подобные мелькания? Ведь фильм на звание Шедевра явно не потянет. К тому же он не станет тем, чем стал когда-то «Брат», также не вечный, но попавший в то время в точку. Возможно, это лишь ирония актёров над собой. Или возможность сняться в одном фильме с Михалковым. А может, просто режиссёр указывает лишний раз на то, насколько наша жизнь бывает удивительной. Как может всё за 10 лет, перевернуться с ног на голову, когда «шестёрки» вылезают в короли, а короли становятся вахтёрами, меняя фуксию и блеск атласа на форму охранника.