Джокер » 31 окт 2010, 01:58
Снайдер безусловно хороший режиссёр, но каждая его новая работа лишь сильнее доказывает одну вещь - качество его фильмов зависит исключительно и напрямую от их сценариев, сам же режиссёр совершенно не обладает зачастую полезной способностью превратить слабый сценарий в сильный фильм (и наоборот, но это уже к счастью) своими собственными стараниями. И так в "Рассвете мертвецов" мы получили зомбёвый трэшак выше среднего, в "300" - фантастический аттракцион, столь же неглубокий, сколь и красивый, а когда режиссёр взялся экранизировать "Хранителей", учитывая уровень первоисточника - снять нечто меньшее, чем шедевр, он не смог бы, даже если бы захотел. Снайдер всегда трепетно относится к материалу, всегда делает свою работу с видимой страстью и прилежностью, умеет снимать потрясающие отдельные сцены и строить визуальный ряд, как никто другой. Но когда дело доходит до общей, цельной, завершённой картины - интересным образом каждый раз она хороша у него ровно настолько, насколько хороша рассказываемая история, та, которая на бумаге. Что "Легенды ночных стражей" только лишний раз подтвердили.
Перед нами здесь абсолютно класси... простите, стандартный и схематичный сюжет, хоть чем-то небанальный лишь тем, что в качестве всех главных героев тут - совы. Но и это нисколько не мешает персонажам разговаривать, вести себя и вообще восприниматься стопроцентными штамповками, которых мы видели уже в сотнях разных фильмов и о которых читали сотни разных книг, 90% из которых даже не вспомним. Загибайте пальцы: отважный андердог с чистейшей душой, честолюбивый брат, умудренные родители, нянька, юморящие без перерыва на обед и сон помощники, тёмный властелин, злая королева, их добрые эквиваленты, отважные воины, прорицатель... всех перечислил? Уверен, что нет, но это неважно, мысль понятна. Абсолютно то же самое - с непосредственным сюжетом, который предсказуем процентов так на 97-98. Не на 100, потому что хоть ничего нового здесь и нет, некоторые сюжетные ходы все равно выглядят неожиданно в детском анимационном фильме.
Не поймите меня неправильно - эпос может и часто бывает хорошим, при одном лишь условии - если за персонажами интересно наблюдать, а история затягивает, даже если она банальна вдоль и поперёк. Именно это и отличает классичность от штамповки, и то, что мы видим у Снайдера - исключительно второе. Потому что совы в стародавних образах перестают быть необычными минут через пять после начала, главные герои не вызывают ничего, кроме зубовного скрежета, а второстепенные не запоминаются вообще. Сценарные проблемы на этом не кончаются - власть над диалогами здесь окончательно и бесповоротно захватил лютый, бешеный, абсолютно невыносимый Пафос; и к тому моменту, когда честолюбивый брат окончательно переходит на тёмную сторону, а совы надевают шлемы и доспехи и, аки настоящие воины, рвутся в бой, на свет появляется последняя и главная проблема этого фильма - он совершенно несбалансирован.
Здесь второстепенные персонажи чуть ли не прямо в кадре погибают героическо-трагичной смертью, здесь детенышей сов в прямом смысле "зомбируют", здесь царит мрачная атмосфера, слишком редко разбавляемая шутками, и идёт жестокая война не на жизнь, а на смерть, и в паре моментов почти чувствуешь, как Снайдер по ту сторону экрана пытается удержать в себе рейтинг R и не показать нам совиную кровь. Одновременно со всем этим - практически все диалоги, принадлежащие персонажам, это та серьёзная пафосная чепуха, которую без закатывания глаз могут слушать строго дети до 10 лет. Для кого конкретно режиссёр делал это кино - он и сам, похоже, не понял. Всякие вопросы о фактическом провале фильма в прокате после просмотра - нет, уже во время его - пропадают сами собой.
Нет, конечно, Снайдер позаботился о том, чтобы сделать нам красиво и эпично - это он умеет, знает и любит. Каждый полёт - это песня, каждый кадр - бесконечно прекрасная картина, здесь с любовью прорисована каждая капля дождя и каждое совиное перо, а триде засасывает в кадр мгновенно. Малоизвестный, но талантливый композитор Дэвид Хиршфельдер, в свою очередь, тоже постарался и выдал на-гора подобающе эпичную и сильную музыкальную дорожку. Но всё это вытягивает фильм не выше, чем на уровень одноразовой конфетки для глаз. Собственно, новая снайдеровская конфетка нас ждёт и через полгода, в "Запрещённом приёме" - но там волноваться особенно не стоит, ибо даже при пустом сценарии, фантастическая картинка и оригинальный концепт, как в случае "300", без проблем выведут проект на уровень отменного небанального развлечения. Другое дело, что если мы ходим получить от режиссёра его новый настоящий шедевр - если он не сможет или не захочет подобрать себе подобающий материал, ждать нам наверняка придётся долго.
Forget it Jake, it's Chinatown.