Джокер » 14 ноя 2009, 22:30
Паранормальное явление: Что это было, чёрт побери? (с)
В середине «Паранормального явления» есть сцена, в которой главная героиня ночью встает с кровати и смотрит на мирно спящего бойфренда. Просто стоит рядом с кроватью и смотрит, смотрит, смотрит. Ничего не происходит, только время ускоренно бежит внизу экрана. Позже к этому прибавляются выход на ночную веранду, очень односложный диалог и… заявление девушки наутро о том, что она ничего не помнит.
Кроме того, здесь есть – загибайте пальцы – качающаяся люстра, включающийся телевизор, двигающаяся дверь, следы на полу, удары в стену, страшные сказки про детство и обгоревшая фотография на чердаке. Все, что мы видели в трейлерах. Звучит страшно? Большинство ответит на этот вопрос "нет", но в этом состоит все оружие, которым режиссер-дебютант решил атаковать зрителей в своем изрядно нашумевшем фильме. И так как что пугает одних, заставляет смеяться других, то на чужие мнения здесь полагаться по большому счету бесполезно, и единственный способ выяснить, насколько это оружие срабатывает, это отправиться на сеанс самому.
Орен Пели, Кэти Физерстон и Мика Слоат действительно взяли требующую самого минимума затрат, не самую оригинальную, но в наши времена бесконечных римейков-сиквелов-перезапусков довольно свежую концепцию, и, по мнению вашего покорного слуги, заставили ее работать на все сто. Ни единой капли крови и никакой ненужной порнухи за весь хронометраж, все что есть – два человека, их взаимоотношения и один очень назойливый демон, которого мы ни разу не увидим, но который очень постарается всех нас напугать. И небезуспешно.
Камера никогда не сдвинется с места просто так, поведение демона будет хитро и прекрасно продумано вплоть до отменного финала (спасибо предложившему его Спилбергу), напряжение большую часть хронометража будет на месте, а двое неизвестных дебютантов разыграют перед нами абсолютно убедительную молодую пару с нехило испорченной жизнью. Слоат здесь выступает в роли самого типичного молодого парня, не верящего в сверхъестественное, но столкнувшегося с ним лицом к лицу – сначала несерьезное «будет круто, мы будем снимать паранормальные явления», потом, после кадров, которые заставили бы любого здравомыслящего человека немедленно что-то предпринять – «да не нужна нам помощь, подумаешь, чушь какая», затем «ух ты, круто, демон!» и наконец чуть ли не забивание стрелки страшной сверхъестественной силе, которая совершенно им не интересуется, что с учетом финала делает его чуть ли не трагическим персонажем. Но сердце зрителя с самого начала принадлежит Кэти, которая безупречно показывает путь от милой и симпатичной девушки к человеку, настолько переполненному отчаянием, что оно быстро переполняет чашу и изливается прямо в зрительный зал – если вы не ржали и не спали, но были вовлечены в действие, то в последние 20 минут это чувство «нам никто не поможет, мы абсолютно ничего не можем сделать, и все что нам остается – это сидеть, ждать и страдать» непременно будет с вами. В своих ролях эти двое – как рыбы в воде, и даже несмотря на банальные импровизированные диалоги – естественности, химии и убедительности здесь выше крыши.
А это, в свою очередь, делает задачу зрителя сопоставлять себя с этими героями гораздо, гораздо более легкой. За себя я могу точно сказать, что я бы как минимум здорово занервничал, если бы при мне сама собой двигалась дверь, качалась люстра или включился телевизор. А потому поставить себя на место Мики и Кэти невероятно легко, и все до единого проявления паранормальной активности настолько эффектны, насколько это вообще возможно. Напряжение нарастает, сердце бьется все учащённее, и в кои-то веки фильм ужасов оставил после себя не сразу уходящее впечатление – да, пару-тройку часов сна в ночь после просмотра он у меня отнял. Пели мудро предпочитает пугать нас небольшими дозами, начиная лишь с легкого движения двери в первую ночь, и заканчивая… ну, вы увидите, как там все заканчивается. Однако тут же нельзя не отметить, что в своем мудром стремлении он переступил черту – все, что происходит от 30-й минуты до последних двух ночей из-за недостатка страшного неумолимо становится затянутым, и главный недостаток фильма растет именно отсюда. Да, избавление от 10-15 минут хронометража ему пошло бы только на пользу.
«Паранормальное явление» - это, помимо того, что главная кассовая сенсация чуть ли не десятилетия, еще и первый за очень долгое время хоррор, который не заставит зрителей исключительно громко ржать или громко кричать и вскоре забыть о себе, но заставит их разделиться на множество групп и спорить, спорить, спорить. Одни – почти наверняка те же люди, что верят в означенные паранормальные явления и по ночам просыпаются в холодном поту от любого шума – испугаются до смерти, ну или по крайней мере, до обморока или тривиального подпрыгивания в кресле и непроизвольного крика. Вторые не столько испугаются, сколько просидят весь сеанс с учащенно бьющимся сердцем, не отрывая глаз от экрана, в напряжении, возникающем по сути из ничего. Третьи будут банально спать. И наконец, четвертые будут в голос ржать, как над фильмом, так и над первыми и вторыми, абсолютно не понимая, что во всем этом может быть хоть немного страшного. И что самое главное – в том, что пугает или не пугает, каждый из них будет абсолютно прав. Можно спорить и о качестве актерской игры, можно спорить о глупости финала, можно спорить о реализме, но в том, что касается «напугал / не напугал» любые дискуссии априори бесполезны и бессмысленны. Ну что ж, меня – напугал. Кажется, пока что единственного на этом форуме.
Эффективный, свежий, отлично сыгранный, невероятно жуткий и очень напряженный мистический триллер.
Forget it Jake, it's Chinatown.