Phantom » 25 сен 2007, 11:13
Можно долго посмеиваться или издеваться над положением, в котором оказался современный Голливуд: новых идей ноль, количество всевозможных сиквелов и ремейков зашкаливает все мыслимые пределы. Но у каждой медали есть обратная сторона: после продолжительного перерыва всегда приятно снова посмотреть на полюбившихся героев в новом деле. Несколько лет назад вернулся Арни в своей легендарной роли, в прошлом году снова вышел на ринг Рокки, этим летом былое решил вспомнить Джон МакКлейн.
В отличие от перечисленных героев прошлого кино о МакКлейне стало нечто большим, чем просто еще одним отличным экшном. Выйдя в 1988 году, «Крепкий орешек» определил на долгие годы вперед развитие экшн-жанра и по сути дела создал свой собственный поджанр. За последние двадцать лет мы получили бессчетное количество всевозможных клонов картины МакТирнана, где действие происходило и на воде, и на земле, и в воздухе.
Надо отдать должное франчайзу, который не стоял на месте и пытался видоизменяться, приносить что-то новое в каждом последующем фильме. За прошедшие двенадцать лет МакКлейн постарел, окончательно полысел, прошел своеобразный курс психотерапии, победив свой страх перед полетами на самолетах/вертолетах. Дошло до того, что теперь он даже не курит и не страдает от ужасной головной боли от похмелья. Да и вообще чувствует себя пятым колесом в новом всё время ускоряющемся мире. Но иногда, когда вся страна оказывается в опасности, спасти положение может лишь старая школа.
И хотя сейчас он не может произносить английское слово на букву «F» так часто, как ранее, МакКлейн остался прежним. Пускай, он как-то искусственно истекает кровью, не достает осколки стекла из пятки, и не орет плохишам: «Я тебя, мать твою, сначала зажарю! А потом, сука, я тебя съем!» Главное – в его взгляде по-прежнему полно харизмы. Он не растерял свое отменное чувство юмора. И он также крут, как и раньше. Может быть, крут по другому, нежели чем ранее, но всё равно крут до мозга костей.
Новый «Орех» сразу берет быка за рога и, недолго думая, начинает обрушивать на головы изголодавшегося по крупнобюджетным экшнам зрителя потоки нескончаемых экшн-сцен, получившихся одна краше другой, как по изобретательности, так и по количеству адреналина в кадре. Ранее незамеченный в масштабных разрушениях и предпочитающий локальные перестрелки, Лен Уайзман снял экшн в лучших традициях прошлого десятилетия, где нет мельтешащей и скачущей по всему экрану камеры, всякой цветокоррекции, наглотавшихся стимуляторов операторов, монтажеров-экспериментаторов. Чёрт возьми, он сделал экшн-фильм, где можно рассмотреть абсолютно всё, что происходит на экране: ты словно возвращаешься на десять-пятнадцать лет назад и смотришь экшн в своем первозданном виде без никому ненужных операторских и монтажных заморочек.
Новый век принес с собою не только новое видение героя 1980-х, но и новую угрозу, сместившуюся от стопроцентно осязаемой в виртуальную. Теперь террористы не врываются в небоскребы с автоматами и гранатометами, а колдуют над волшебными «клавами», приносящими куда большие разрушения и обрушения. А вместе с этим пришло осознание факта, что Джон МакКлейн ничего не может противопоставить передовым компьютерным технологиям. Поэтому, для установления мира во всем мире, он получил себе молодого напарника. Джастин Лонг – это, конечно, не Сэмюэл Л. Джексон, харизмы у которого не меньше, чем у Брюса. Роль Лонга свелась к стандартному образу смешного приятеля, но Джастин сделал самое важное при таком статусе: он не раздражает во время фильма и порой выдает отличнейшие шутки.
Создатели картины крупно просчитались только в одном элементе, портящем всё дело, - главном злодее. Олифэнт хороший актер, но на роль главгада в «Крепком орешке» он никак не тянет. Нет в нём угрозы, которая исходила от внешне спокойных Алана Рикмана и Джеймса Айронса, способных в следующую секунду без всяких сомнений пустить пулю в лоб любому, кто встанет у них на пути. Здесь же Элифанта больше говорит, чем действует. Однако благодаря немного инертному главгаду на первый план вышли его приспешники. Мэгги Кью превосходно влезла в шкуру холоднокровной суки. А тот самый полицейский из «13-го района» снова так скачет по зданиям и всяким металлическим конструкциям, что невольно задумываешься – а были ли использованы хоть какие спецэффекты в сценах с его участием.
Его ждали многие годы, и он вернулся. И пускай, четвертый «Орешек» получился несколько иным от своих предшественников, но не стоит забывать, что его прародители также заметно отличались друг от друга. Куда важнее – Лен Уайзман создал крупномасштабный голливудский экшн, который безумно весело смотреть.
Вердикт: Yipee-ki-yay, motherfuckers!!! He’s back!!!
Not bad for... a human.