Omar » 20 мар 2009, 23:20
Миллионер из трущоб: Высший приз
Успех фильма настолько велик что сначала внушал скорее подозрения. Больше сотни различных наград включая 8 оскаров, невероятный успех у публики и феноменальные коммерческие результаты со сборами в десятки раз выше бюджета. И одновременно не совсем не масштабное кино, без спецэффектов, сражений и известных за пределами Индии актеров. Оригинальность и неожиданность — основные черты творения режиссера Дэнни Бойла известного и «28 дней спустя» с зомби и «Пляжем» с Ди Каприо и «На игле» с наркоманами и другими хорошими фильмами. Но псомотрев с удивлением обнаружил что фильм действительно заслужил все регалии и похвалы будучи на удивление ярким и хорошим. Тем интереснее понять почему.
Прежде всего сюжет. Уважение он внушает вовсе не хитрой интригой, невероятными идеями или масштабностью и детальной проработкой. Его главное достоинство это он сам. Чисто индийский и невозможный в усталых и запутавшихся в постмодерне развитых странах. Удивляющий прежде всего своей наивностью, искренностью, чистотой эмоций и одновременно не выходящий за рамки доступности и развлекательности. Описать происходящее можно в паре предложений. Юноша-сирота из трущоб в шаге от выигрыша главного приза в местном «Кто хочет стать миллионером», арестован по подозрению в мошенничестве так как почти ничего не знает. На допросе выясняется что его ведет судьба, все вопросы так или иначе были связаны с его прошлым, а помешать не смогла даже искренняя антипатия и откровенное давление ведущего (надо отметить что сама игра в Индии невероятно популярна и ведут ее звезды национальной величины). Да и деньги ему не нужны, на передачу он пришел совсем с другой целью. Воспоминания-ответы и займут большую часть экранного времени.
Идейно же фильм удивительно западный. Да Джамала ведет судьба, но без невероятных усилий по достижению цели в самых безнадежных ситуациях ничего бы он не достиг. Везет тем кто никогда не теряет надежды, не впадает в отчаяние и не теряет силы воли. Классическая западная притча о лягушке упавший в ведро с молоком, имеющая мало общего с восточным стоицизмом. В ту же степь и социальная актуальность фильма — нищета обычных для третьего мира индийских трущоб просто поражает даже в не самой богатой России. Наглядно показаны погромы в нехарактерной форме резни мусульман индуистами (там все хороши), организация попрошаек калечащая детей дабы им больше подавали, детская преступность и многое другое. Весьма характерно что в один момент возмутились крупнейшие мировые корпорации - Coca-Cola, Pepsi и многие другие. Им не понравилось что в натурных съемках проводившихся в Индии в кадр попали их логотипы. В итоге специалистам по компьютерной графике пришлось аккуратно затирать знаменитые торговые марки. Хотя продавать свои продукты мировым грандам нищета не мешает.
Эти жуткие картины жизни подавляющего большинства человечества особенно интересны в матушке-России. Где многие все еще пребывают в плену иллюзий о бедности в СССР и его современных осколках. При этом сравнивая своя страну исключительно с крохотной группой самых влиятельных и богатых государств, золотым миллиардом, игнорируя еще пять живущих гораздо беднее нас. Хотя часто имеющих все внешние атрибуты западной демократии. Впрочем политики в фильме нет и слава богу. В нем вообще мало мрачных, сложных и глобальных размышлений, учитывая то что герои хоть по счастливой случайности и умеют читать (что в третьем мире редкость наравне с нормальным питанием и чистой водой не говоря уж о жилье), но книги видели только издалека. И это не мешает радоваться жизни, возвращая к индийским корням происходящего, ведь снято все на основе местного лидера литературных продаж.
Лента вся удивительно светлая и жизнерадостная. Ужас окружающей действительности не просто не мешает жить и радоваться, а сам незаметно отступает на второй план. Это характерно именно для индийского мышления, страны с многотысячелетней историей и цивилизацией совсем не похожей на нашу. Ярким примером будет то, что одно и то же слово с хинди можно перевести и как вчера и как завтра, а еще как мир, покой и тишину — правда звучание не очень, «кал». Для нас очень сложно представить мировоззрение в котором существует только настоящее «аадж» а все остальное уходит в тихую и спокойную даль. Мы привыкли жить будущим и прошлым, постоянно строя прогнозы и анализируя уже совершенные действия. Беспокоясь по поводу того что только может произойти и работая на перспективу. Фильм же пропитан в эмоциональном плане именно этим индийским переживанием сегодняшнего момента, с его радостью и счастьем. Ведь страшное и мерзкое в жизни большинства людей занимает не так много места чисто по времени.
Такое вот переплетение внешне несовместимых вещей. Режиссеру хочется отдать дань безмерного уважения за его смелость и поиск неординарных и новаторских идей. Съемочной команде за общее качество исполнения и отличную операторскую работу. Хороший урок нашим современным киношникам — вечно и безуспешно пытающимся скопировать Голливуд. Простая логика подсказывает что переиграть мирового лидера на его поле невозможно, там всегда всего на порядок больше — опыта, талантливых людей, технологий, денег. А случайные прорывы вроде того что сделал Бекмамбетов просто перекупят. Шанс только в нахождении своего уникального стиля. Индия единственная страна в мире где голливудские фильмы обретаются на жалких задворках кинотеатров занимая меньше 20% рынка, где есть собственный Болливуд с многомиллиардными оборотами и огромным влиянием в Азии. «Миллионер» яркий его пример , кстати Спилберг уже работает в компании организованной совместно с индийцами. Можно вспомнить и аниме кроме которого по сути нет альтернатив американской популярной анимации, ставшую таковой именно за счет своего собственного пути. Правда для этого нужен ум, талант и трудолюбие, а не грызня за киносоюзы и госдотации. Но это опять размышления о прошлом и будущем — фильм же призывает нас насладиться сегодняшним моментом.
мой дневник vedomir.ru