Джокер » 14 июн 2008, 00:43
М. Найт Шьямалан всегда был, будет и останется в истории кино человеком-загадкой. Он появился девять лет назалд буквально из ниоткуда с одним великолепным фильмом по имени "Шестое чувство". 6 номинаций на Оскар, 673 миллиона долларов сборов, признание зрителей и критиков... появившиеся после этого "Неуязвимый" и "Знаки" не могли не продолжить традицию. Однако вскоре начались и провалы - "Таинственный лес" хоть и собрал свои денежки, но имел небольшой успех как у зрителей, так и у критиков, а "Девушка из воды" так и вовсе осталась обруганной и многими даже не увиденной.
Поэтому "Явление" оставалось для режиссера единственной способностью доказать, что порох в пороховницах еще остался. И фильм во многом нарочито не похож на предыдущие фильмы индуса - тут и рейтинг R, и "90-минутная паранойя", и Глобальный Катаклизм (тм), и балансирование на грани хоррор-триллера и фильма-катастрофы ака "Послезавтра". От прежнего же, привычного Шьямалана здесь остались только общий ореол таинственности да саундтрек Джеймса Ньютона Ховарда, ставшего давеча самым востребованным в Голливуде.
Итак, кино бодро начинается. Привычное по тем же фильмам катастроф "Нью-Йорк, Сентрал парк, такое-то время", ветер дует, деревья зловеще качаются, люди замирают и вдруг начинают причинять себе разные нехорошие вещи вроде членовредительства со смертельным исходом. Отсюда и начинается та самая паранойя, которую хитрый индус обещал нам в памятном отрывке. Деревья продолжают качаться, ветер дует еще сильнее, людей погибает еще больше, при этом способы самоубийства выбираются весьма изощренные и оправдывающие рейтинг R на все сто. Причём сначала даже не верится, что это снял режиссер "Шестого чувства" и "Таинственного леса" - такой динамики, как в первые 15-20 минут "Явления", вы не встретите ни в одном другом его фильме.
Так оно весь фильм и продолжается с переменным успехом - герои пытаются куда-то убежать, теряют родных, встречают трупы по дороге, выясняют причины явления и даже умудряются найти способ остаться в живых. А тем временем пистолет за кадром продолжает служить орудием самоубийства, деревья окончательно теряют контроль над собой, а мирные жители запираются в избах и медленно, но верно звереют. И в конце концов наша неблагополучная пара плюс дочура друга семьи оказываются в богом забытой лачуге стервозной бабки-отшельницы, каковая бабка все больше и больше сходит с ума, в итоге демонстрируя в разбитое окно довольно-таки жуткий мёртвый фейс. Все это сопровождается отличным саундтреком (Ньютон Ховард-Шьямалан - дуэт не хуже, чем Уильямс-Спилберг), неплохим саспенсом, который подчас вызывает лишь шелест листьев, и в целом заставляет недоумевать, за какие такие заслуги фильм удостоился 21% на Rottentomatoes и кучи негативных комментов на IMDb.
Впрочем, недостатков в фильме действительно достаточно. И как-то так получается, что они идут через фильм рука об руку с достоинствами - вот только что ты восхищался, а через минуту уже плюёшься. И таких ситуаций для меня в фильме было немало. Если же недочеты фильма расставить по полочкам, то что получится - за исключением пары достоверных моментов паники актерская игра почти отсутствует, некоторые персонажи фильму оказываются и вовсе не нужны (и самый яркий пример - конечно же, герой Джона Легуизамо), реплики и сценарные ходы частенько поражают своей бредовостью, а причина самого явления для "параноидального триллера" выходит не вполне серьёзной и даже, в некоторых местах, нелепой. И вроде начинаешь все списывать на стёб - и идиотский диалог с растением, и никакие фразы типа "никогда не бери ее за руку" (к чему это было сказано - один индус знает), и зачем-то приплетенную в сюжет полуневерность жены... но стёба не видно, всё также серьёзно-деревянен Уолберг (где тот шикарный Дигнам из "Отступников"?! Где?!!), все также выпучивает глаза и неубедительно пытается играть Зои Дешанель, всё также рояльнокустов Джон Легуизамо. А может, это я такой зритель неискушённый...
Но в итоге всё-таки нельзя не признать, что фильм у Шьямалана получился. Да, с огрехами, с натяжками и упущениями, но всё-таки получился. Наверное, во многом благодаря финалу - слава богу, никакого хэппи-энда вам здесь не будет. Да и к тому же, когда видишь на экране качающиеся деревья, сильный ветер и громадную тучу, а потом выходишь на улицу, замечаешь ту же картину и вдруг начинаешь неслабо нервничать, пусть и недолго - не можешь не признать, что режиссер с поставленной задачей справился.
Последний раз редактировалось
Джокер 14 июн 2008, 01:01, всего редактировалось 1 раз.
Forget it Jake, it's Chinatown.