Мне нравится Чулпан Хаматова, и я все время спрашиваю себя: как женщина или как актриса? Еще мне нравится Янковский (тут без вопросов).
На днях увидел телерепортаж о премьере его сына, фильм "Меченосец", в нем есть Чулпан.
Филипп нервничал перед камерой и все время поправлял челку, чем напомнил дизайнера Зверева.
Я слазил в Интернет и прочитал рецензию: "Плохбастер".
Ну и что! Сейчас позавтракаю и пойду на первый сеанс.
М-да. Сходил. Подарок для критиков, по-моему. Но я - простой зритель. Я не умею вычленять сверхзадачи и разбирать средства их воплощения. Я просто смотрел кино и пытался понять, как мне его надо смотреть: как триллер или как психодраму.
Если принять во внимание сюжетную линию - это триллер. Вернее, задумывалось, должно быть, как триллер, но в него позабыли вставить стержень увлекательности. Интриги настолько не получилось, что к концу фильма я стал желать главному милиционеру Николай Николаичу, чтобы он поскорей застрелил главного героя Сашу и баста! А ведь так и не застрелил. Почему - непонятно.
Если же это все-таки психодрама, то повод для душевных терзаний героя мало у кого найдет глубокое понимание: сызмальства у Саши Стрельцова при экстремальных обстоятельствах из ладошки вырастал ножик, коим он всех своих обидчиков отправлял на тот свет. Именно так - своих обидчиков. Намек на благородную миссию по защите слабого (сцена убийства сумасшедшего, из рук которого вырывается девочка) вышел невнятный и не встретил в будущем подтверждения. Единственное, из чего вытекает вывод о психодраме - море недосказанности и символизма. Замысел увяз в подтексте настолько, что хочется спросить Филиппа Янковского, сам-то он как? Осознал, на что замахнулся?
Кажется, вспомнил! При разборе произведений необходимо останавливаться на характерах. Режиссеру удалось невозможное - характер главного героя Меченосца Саши так за полтора часа и не прорисовался - ни вражды к нему, ни сочувствия. Не ясно, что он за фрукт и за что его девушка (тоже, кстати, мутный характер) полюбила. Это касается не только главных героев. Все дано как-то мельком, пунктирно. В расчете на нашу зрительскую фантазию? Мне пришлось столько дофантазировать, что хочется заявить права на часть прибыли от проката.
Обилие искусственного дождя в первой половине фильма имело, ясное дело, какую-то сверхзадачу (вот и подобрались!). Все в кадре укрывались зонтиками, но только не Саша. Он даже на крыше дома лежал под дождем (правда, в пальто). Из чего всем нам в зрительном зале стало понятно, что у него на душе нелады. Только мы к этому приемчику попривыкли, как взошло солнышко, и до конца фильма больше и не заходило. Ясно дело, в жизни героя произошел перелом: он полюбил девушку (но поведения своего, к сожалению, не изменил).
Уже сблизившись с ней посредством любви, смерти и совместного бегства (такое, согласитесь, не каждому выпадает), он настойчиво пытается выведать имя любимой. Ей-ей, и в зале, и на экране - все напряглись. Не говоря уже обо мне: как ответит моя любименькая Чулпашечка Хамашечка. Тамара? Света? Марина? Называй меня киской?
К моему облегчению я не угадал. "Катя, конено", - сказала Чулпан, вытащив, на мой взгляд, сомнительный диалог. Кстати. О диалогах. Их практически не было. А те, что были, иначе как никчемными не назовешь. Они настолько не несли никакой нагрузки, что их теперь и не вспомнить.
А в целом фильм я считаю полезным. КиноВУЗам - на карадаш! Во-первых, он - наглядное пособие по киношным штампам. Во-вторых, не тратя слов, аудитории легко объяснить, как фильмы снимать не надо.
Заключение.
На Западе принято пленку с ляпсусами не выбрасывать, а показывать вместе с заключительными титрами. Рекомендую.
Следователь Николай Николаич устраивает засаду на главного героя в психиатрической клинике, где содержится Катя. Кто и зачем ее туда упрятал - непонятно. То ли милиция, то ли парочка Белла и Клим (она тварь, как в минуты смятения кричит он, а он - в душе своей предположительно чище ее, но в силу тайной причины подпал под ее влияние, где выродился в нервного злючку). Появляется Меченосец, но милицейским победу праздновать рано - в его руках игрушечная обезьяна. Создатели фильма сделали все, чтобы вдолбить нам десятью минутами раньше: обезьяна принадлежит дочке Николая Николаича. Средства были использованы следующие. Николай Николаич расхаживал вокруг клетки с Меченосцем и, покрикивая, допрашивал. Прямо в следственный изолятор ему принесли обезьяну. Прервав допрос, он потеплевшим голосом извинился, объяснил допрашиваемому (и нам заодно) назначение игрушки и продолжил допрос. Потом мелькнул кадр с девочкой, прижимающей во сне ту самую обезьяну.
Итак, внимание, явился чертов Меченосец, все замирают. Кроме следователя это его помощник (опер, наверное) и три омоновца с автоматами. Прозвучала команда не стрелять, Николай Николаич делает эффектную паузу и поясняет (не нам, конечно, омоновцам): "Это кукла моей дочери".
На этом сцена не заканчивается. Ник Ник приказывает оперу привести из палаты девушку Катю. Опер командует: "Двое со мной!". Оставшийся омоновец опускает автомат и отворачивается. Он в маске, поэтому не видно как он смеется.
Другой момент. Меченосец и Катя только что были застуканы в амурном состоянии ее бойфрендом, за что последний заработал от первого по лбу табуреткой и был связан липкой лентой. Катя везет нового любимого в ресторанчик, где имела обыкновение проводить время со старым. Тот, естественно, вместе с устрашающего вида дружком Пашей вскоре там появляется и с применением силы порывается выяснить у Кати, как именно ее целовал Саша (суть порыва лучше бы объяснил Фрейд). Саша убивает обоих друзей самым кровавым способом. Катя, на глазах которой происходит двойное убийство, выходит из машины. У Саши в этот момент что-то не ладится с ножиком, который никак не убирается в руку. Он тыкает им в мостовую и в качестве будущего вещественного доказательства дырявит асфальт. Утонченная Катя садится на корточки, говорит "Я хочу домой" и без чувств падает к нему в объятия. Смешнее было бы, скажи она "Я хочу есть".
http://oleg-moskvin.livejournal.com/