Чужой 3 / Alien 3
Год: 1992
Режисcер: Дэвид Финчер
В ролях: Сигурни Уивер, Чарльз Даттон, Чарльз Дэнс, Пол МакГэнн, Брайан Гловер, Ральф Браун, Дэниэл Уэбб, Кристофер Джон Филдс, Холт МакКэллэни, Лэнс Хенриксен
Сценарий: Уолтер Хилл, Дэвид Гилер, Ларри Фергессон по идеи Винсента Уорда
Продюсер: Сигурни Уивер, Уолтер Хилл, Гордон Кэрролл
Оператор: Алекс Томсон
Композитор: Elliot Goldenthal
Жанр: ужасы, фантастика, боевик, триллер, драма
Слоган: 3 times the terror
Бюджет: $50 000 000
Рейтинг: MPAA R
Страничка фильма на imdb
После успеха «Чужих» вопрос о продолжении не стоял. И так было понятно, что триквелу быть. Ясен пончик, создатели франчайза хотели, как лучше, а получилось, как у русских, т.е. как всегда. Остается только гадать, куда можно было дальше двигать развитие сериала после первых двух великолепных фильмов, которые играли на разной территории, но при этом прекрасно дополняли друг друга. Но, как говориться, создателям виднее. И начался процесс написания сценариев. Именно сценариев, а не сценария.
События в сценарии Дэвида Туи происходят на гигантской околоземной станции-тюрьме Moloch Island, принадлежащей компании Вэйланд-Ютани. Фильм начинается с того, что на данную станцию доставляют пять новых заключенных, один из которых – Скотт Стайлс. Данная станция служит для переработки руды в сталь, с последующей отправкой стали на Землю. В скором времени, на станции начинают происходить странные события: несколько заключенных убиты с особой жестокостью.
Стайлс знакомится с Пэкард, доктором на данной станции. Она также подозревает, что на станции что-то не так, но не хочет знать больше, так как боится потерять работу. Тем более на одном из уровней станции функционирует секретная лаборатория, доступ к которой имеют всего лишь несколько человек.
Стайлс принимает решение сбежать со станции, и вместе с ним попытку побега предпринимают еще четыре человека. В бескрайних лабиринтах станции они столкнутся с Чужим, который не спеша разделается со всеми кроме Стайлса. Стайлса спасет специальный отряд, отправленный на поимку чужого, а зрители увидят (если фильм, конечно, был бы снят) самую ураганнейшую экшн-сцену фильма. Стайлс вновь заключен под стражу, и, скорее всего, станет следующим «живым» тестом для проверки боевых качеств чужого.
Тем временем, Пэкард проникает в секретную лабораторию и обнаруживает, что три года назад Компании удалось заполучить особь чужого, и сейчас её сотрудники занимаются генетическими экспериментами над чужими, с целью вывести наиболее эффективный вид для использования в военных целях. Мы также узнаем, что какое-то время назад «Сулако» вернулся на Землю, и к настоящему времени Рипли мертва. Причина её смерти не уточняется. Пэкард обнаруживает новый наиболее «продвинутый» вид чужого, а также целую комнату, в которой находятся предыдущие результаты опытов, т.е. много разных чужих.
Пэкард и Стайлс предпринимают попытку сбежать со станции, но охранники пытаются их остановить. В перестрелке происходит разгерметизация корпуса, за ней следует несколько взрывов на станции, что приводит к почти полной разгерметизации станции и гибели почти всех людей. Из-за сбоя в системе безопасности чужие вырываются на свободу. У Пэкард, Стайлса и еще несколько оставшихся в живых есть только одно решение – добраться до спасательной шлюпки. На это им отпущено семнадцать минут (на такое время хватит воздуха на станции), и для достижения цели им придется пройти через лабораторию по выведению чужих…
Сценарий Туи отличался крайним динамизмом. Во второй половине сценария действия не останавливается ни на секунду. Последние шестнадцать страниц – вообще, сплошной адреналиновый экшн. Хотя в сценарии отсутствовали персонажи из предыдущих фильмов, на мой взгляд, если фильм был бы снят по этой версии, то получился бы хороший блокбастер, скорее всего, для одноразового просмотра.
Из сценария Уильяма Гибсона мы узнаем, что в мире существует два могущественных центра силы: компания Вэйланд-Ютани и подчиненное ей правительство; и Союз прогрессивных людей (Union of Progressive People). Данный союз контролируется (не падайте в обморок) русскими (!).
В начале фильма «Сулако» сбивается с курса и попадает в космическое пространство, контролируемое Союзом. Корабль будет находиться в подконтрольном Союзу пространстве всего несколько часов. Ему на перехват высылают группу быстрого реагирования. Пребывшие на «Сулако» коммандос обнаруживают Рипли, Хикса, Ребекку (Головастика) и Бишопа в капсулах криогенного сна. Также они натыкаются на яйца чужих, и атакованы фэйсхаггерами. Нескольким коммандос удается спастись, и прихватить с собой Бишопа, с целью выкачать из него всю имеющуюся информацию о чужих.
Спустя несколько дней. «Сулако» пребывает на станцию Anchorpoint, контролируемую Компанией. На корабль отправляют спасательную группу. Группа атакована чужими, возникает перестрелка и пожар в отсеке криогенного сна. Чужих удается уничтожить, а также спасти членов экипажа «Сулако». С Хиксом и Головастиком всё в порядке, но Рипли из-за неправильной деактивации капсулы криогенного сна впадает в кому (спустя какое-то время её, всё еще пребывающую в коме, переправят на Землю).
Спустя несколько дней. Мы узнаем, что со времен событий, случившихся в «Чужих», прошло четыре года. Компания и Союз предпринимают решения клонировать чужих, но при этом существенно изменить их ДНК. Эксперименты будут проводиться на станциях Anchorpoint и Rodina (да-да, так и читать – «Родина»). В скором времени починенного Бишопа переправят с «Родины» на Anchorpoint. Головастик на одном из транспортных кораблей улетит на Землю.
Первые тридцать страниц сценария рассказывают нам о главных лицах на этих двух станциях и повествуют об экспериментах над чужими. Ученым удалось вывести новый вид чужого, который идеален для человеческого тела. Теперь эмбрион чужого в человеческом теле, так сказать, вызревает не за несколько часов, а всего лишь за пару минут.
Несложно догадаться, что спустя несколько дней эксперименты выйдут из-под контроля. Половина людей, работающих на Anchorpoint, погибнет за несколько минут. На станции «Родина» дела обстоят еще хуже. Так как русские – очень умные люди, то они, недолго думая, взорвут свою станцию с помощью ракеты с атомной боеголовкой.
Хикс и Бишоп решают взорвать станцию Anchorpoint. Хикс и около десяти выживших людей отправляются к спасательным шлюпкам. Бишоп будет пробираться к комнате управления реактором. Понятное дело, на пути группы Хикса окажется куча разнообразных чужих, а Бишоп будет небезуспешно удирать от Королевы.
В конце концов, Бишоп запустить программу по самоуничтожению станции, Хиксу удастся добраться до спасательных шлюпок. Станция Anchorpoint благополучно взлетит на воздух. Спастись удастся только Хиксу, Бишопу и еще двум людям. Фильм заканчивается диалогом между Бишопом и Хиксом, в котором Бишоп говорит, что нужно уничтожить источник распространения чужих, и остановить компанию в попытках завладеть особью чужого…
Я понимаю, что, 427 слов дают крайне малое представление о 82-х страничном сценарии, но поверьте – сценарий Гибсона чертовски увлекателен. Он развивает мир предыдущих двух частей; в нем хорошо прописаны диалоги; и главными действующими лицами становятся герои предыдущего фильма. В чем-то сценарий Гибсона похож на сценарий Камерона – первые сорок минут нас не спеша, вводят в курс дела, а последующие восемьдесят минут – ураганнейший экшн. Из четырех сценариев, которые я читал к «Чужому 3», этот мне понравился больше всего.
Кроме этих двух сценариев существовало множество других. В некоторых действие происходило на Земле, в некоторых – на планетоидах или космических станциях. В некоторых отсутствовала Рипли. В одной версии даже отсутствовал чужой. В конце концов, создатели франчайза остановились на скрипте, написанном Винсентом Уордом.
Сценарий Уорда отличался от других оригинальным местом действия. Дело в том, что события в фильме происходят в гигантском деревянном монастыре, расположенном на планетоиде Арсеон, принадлежащем Компании. Монастырь окружен бескрайним морем. В монастыре проживает 350 монахов, которые верят, что они живут в пост-апокалипсическом средневековье. Монахи не признают никаких современных технологий, и уклад их жизни ничем не отличается от средневековья.
Шатл Рипли приземляется на планетоиде. После экстренной посадки выживает только Рипли. Хикс, Головастик и Бишоп погибают. На шатле обнаруживают яйца чужих. Фэйсхаггер заражает эмбрионом чужого овцу, и в скором времени на свет появляется гибрид овцы и чужого.
Монахи обвиняют Рипли в том, что именно она виновата во вторжении чужих на их землю. Лишь только один человек, Джон, понимает, что Рипли – единственный путь к их спасению. По ходу фильма выясняется, что монахи – вовсе никакие не монахи, а политические заключенные, сосланные на данный планетоид сорок лет назад. По утверждению монахов Земля перестала существовать. Нам не сообщают, сколько времени Рипли провела в криогенном сне, и утверждение монахов может оказаться правдой.
В готовом фильме зрители увидели бы несколько гибридов чужих с различными животными. Даже на бумаге описанные существа предстают в крайне нелицеприятном облике. Как бы это всё выглядело вживую, остается только гадать. Рипли была заражена эмбрионом чужим. Но ей удастся извлечь эмбрион. В концовке фильма происходит финальная схватка с чужим. Рипли и Джону удается его убить, сбросив в печь для выплавки стекла…
Именно этому сценарию дали зеленный свет. Началось строительство декораций, но продюсеры в очередной раз решили внести изменения: гигантский монастырь превратился в тюрьму; 350 монахов трансформировались в 25 заключенных... Как следствие сценарий вновь был переписан. Уорд, который должен был стать и режиссером фильма, покинул проект. На его место пришел Дэвид Финчер.
Если кто думает, что вот в таких поисках рождается истина, то это далеко не так. Бесконечное переписывание сценария, постоянные смены режиссеров, строительство никому ненужных декораций, и растущий не по дням, а по часам бюджет в очень редких случаях шли на пользу фильма. В итоге, получилось ктно, к которому непонятно, как относиться. Это, конечно, моё личное мнение.
Мне не нравится начало фильма. Особенно не понравилась смерть Ребекки (Головастика). Спрашивается – зачем нужно было её спасать весь второй фильм? Неужели лишь для того, чтобы в начале триквела, сказать – мол, извините, но она мертва. На мой взгляд, это нечестно по отношению к зрителям. Но мне нравится концовка фильма. На свете найдется не так уж много трилогий, где главный персонаж трех фильмов погибает в конце. Неожиданный, но смелый шаг со стороны создателей. Образ Рипли получил свое завершение. В первом фильме борьба Рипли была направлена на спасение собственной жизни. Во втором фильме Рипли велась борьба за спасение жизни, окружающих её людей. В «Чужом 3» шла война между двумя видами живых существ, победитель в которой становился бы доминирующим видом во вселенной. Рипли, пожертвовав собой, тем самым спасла миллиарда людей, унеся вместе с собой угрозу тотального уничтожения.
Мне нравится визуальный ряд и атмосфера фильма. Дэвид Финчер уже первым своим фильмом доказал, что он умеет создавать запоминающуюся картинку. Но проблема в том, что данный визуальный ряд ни с чем не сочетается. Убери его, добавь, скажем, стилистику Майкла Бэя – ничего бы не изменилось. Мрачная, темная, гнетущая картинка идеально подходит франчайзу. Но если фильм разрывается между тем, чтобы угодить и нашим и вашим, то никакой визуальный ряд ему не поможет.
Мне нравится режиссерская версия, но не нравится театральная. Мне не нравится первый час картины, но нравится второй…
Я могу долго приводить вот такие вот «за» и «против». Если бы разработка данного проекта велась в наше время, то, наверное, он был бы самым обсуждаемым на различных кинофорумах. Не так часто встретишь такое количество скандалов на одном проекте. Наверное, «Чужой 3» – фильм, который было интересно ждать, но не очень увлекательно смотреть. В результате у создателей получилась не жирная точка, а слабозаметное многоточие.
Not bad for... a human.