"ВНЕ ЗАКОНА" (DOWN BY LAW)
Фильм снят был в 1986 году.
Автор сценария и режиссер Джим Джармуш.
В ролях заняты:
Том Уэйтс (Tom Waits «Кофе и сигареты»), потрясающая песня которого звучит в самом начале фильма-Зак.
Джон Лури (John Lurie «Страннее Рая») и его джазовые импровизации изящно обрамляющие весь фильм-Джек.
Роберто Бениньи (Roberto Benigni «Джонни Зубочистка», «Жизнь прекрасна», «Кофе и сигареты»). Всенепременный иностранец, кочующий по фильмам Джармуша-Роберто.
Николетта Браски (Nicoletta Braschi «Мистический поезд») – Николетта, возлюбленная Роберто.
То ли от пристального Джармушевского взгляда, то ли от природной харизмы, все три основных персонажа составляют превосходнейший по своей комичности ансамбль. Не так много реплик произносят главные герои, а скучным действо никак не назовешь. И все благодаря фирменному стилю режиссера – ироничному взгляду на людей и обстоятельства и созерцанию деталей, которые много разговорчивее.
Итак, в двух словах о сюжете. Три разных человека: законопослушный и популярный ди джей с местной радиостанции, находящийся в бесконечном творческом поиске; сутенер с налаженным «бизнесом», уважением в своих кругах и связями в полиции и, наконец, иностранец, итальянский подданный, попадают в самую настоящую тюрьму по совершеннейшему недоразумению. А точнее, по трезвому «разумению» третьих лиц. Единственный, по заслугам попавший в места не столь отдаленные, итальянец Роберто, случайно отправивший на тот свет крупного мафиози бильярдным шаром по лбу. Какая ирония! Ведь во всех своих проявлениях он ну ни капельки не похож на убийцу. Вполне себе мирный человек, почти не знающий английского, с которым, правда, постоянно что-то происходит. Когда Роберто попадает в камеру к Заку и Джеку, те двое уже «притерлись» к действительности. Оба сидят со «взаимными» фингалами и безо всякой злобы взирают в пустоту. Потому как бессмысленно все: и их выплеснувшаяся друг на друга ярость и драка и будущее, окончательно растаявшее в воображении. Роберто, презираемый обоими американцами, привносит «щенячий» оптимизм в их скучнейшее существование. Самое смешное, что именно он, Роберто, поможет всем освободиться. Его деятельная натура неустанно что-то «перемалывает» в своей голове. Он рисует окно на стене камеры в противовес голым барышням и дням-отметинам, проведенным в неволе. Он додумывается до обнадежившего в один миг сокамерников «пробела» в охране заключенных и в итоге помогает бежать из тюрьмы. Вот, собственно, весь нехитрый сюжет. НО! Каково же все это действо обставляет режиссер!
Во-первых, начало фильма. Камера плавно перемещает «свой взгляд» с «обителей» упокоившихся странников, вблизи которых припаркован шикарный катафалк с «новичком», к обителям здравствующих. Щитовые дома, помойка, опять щитовые, кирпичные, особнячки с «завитушками» а-ля домик Барби и небо-облака…
Благодаря мельканию домов и улиц, создается впечатление, что и они не стоят на месте.
Замечательная метафора круговерти жизни, туда - сюда.
Странная картинка, потусторонняя. И непонятная даже самим обитателям жизнь.
Фирменный Джармушевский взгляд «сверху» на бытие как на кукольный домик, в котором все как настоящее. И все это под потрясающую песню Тома Уэйтса.
Браво! Тон задан. Поехали.
Привычная у мастера, в стиле документального кино, черно-белая картинка: жилые кварталы, полицейские обыскивают ниггера, играющие в школьном дворе дети, праздношатающиеся, обшарпанная действительность.
Здрасьте, герой нумер один!
Джек.
Нам дают понять, что Джек сутенер. И его чернокожая подружка с атласной кожей и тщеславным умишком, и жесты с ухмылкой «добропорядочного бизнесмена», и то, как он пересчитывает зеленые купюры и вальяжно разговаривает по телефону, всё говорит о состоявшемся бизнесе и высоком статусе «героя». Да, мы такие, можно и снисходительность проявить. А! Не надо было! Для вас уготована простая, как для глупой мышки, ловушка. «Схвачено» совсем не все и расслабляться не стоило. Любезно заискивающий знакомый предложил девочку, оказавшуюся несовершеннолетней. С ней его и застукали без видимых следов «преступления», но в двусмысленном положении. Знакомый полицейский неожиданно отказывается от переговоров. Айда в турму.(с)
Расписанная автографами и любовными посланиями прихожая «озаряется» присутствием заспанного человека. Талантливый, но мало кем пОнятый и оцененный, ди джей местной радиостанции возвращается с ночного радиоэфира к любимой, которая давно уж позабыла, как «ОНО» выглядит в быту и в любви.
Здрасьте, нумер второй!
Зак.
Не повезло вам. «Застукали» мы вас в самый неподходящий момент. Любимая, как и положено, не спала, а прислушивалась к вашим шагам. Не дождавшись страстных объятий, задалась вдруг вопросом, а на кой хрен?..
Ну и… все вытекающие отсюда последствия с криками, слезами, выбрасыванием вещей на улицу. Не забываем про сиди и ботинки - единственную подлинную страсть Зака.
Усевшись прямо на асфальт, он окидывает взглядом свои пожитки, и… предпочтение отдает остроносым ботинкам с пряжками и клепками. Начищает их валяющейся тут же тряпкой и посылает свою прежнюю жизнь с милой барышней в дырявой комбинации куда подальше. Аминь!
К нашему герою, оказавшемуся в считанные минуты у дверей бара, сперва подходит чудной итальянец с блокнотом и ручкой в руках.
-Отзынь.
Собиратель местного американского «фольклора» записывает потрясшую его фразу в свой блокнот и отправляется по злачным местам навстречу с судьбой в виде бильярдного шара. Так что «здрасьте» мы скажем ему чуть позже.
Вскоре к Заку подходит старый знакомый с предложением всего-навсего перегнать автомобиль из точки «А» в точку «Б» за 1000 баксов. А что?
-Только деньги вперед.
-Ок!
Поехали. Но далеко уехать не удастся, потому что полиция нас остановит и совершенно случайно найдет труп в багажнике. Ну и что вы на это скажете? Правильно, бесполезно. Вот оно, «вещественное» доказательство. Айда в турму тоже.
Турма.
Зак оказывается в тюрьме первым, Джек чуть позже.
Да уж, такого поворота в своей судьбе они не ожидали…
Оба подозревают друг друга в том, что он настоящий преступник, а я - мимо проходил и «задел» ненароком. Изначально между ними начинается психологическая вражда. Отсидев несколько дней в молчании, знакомятся, разговаривают, выплескивают друг на друга свои подозрения, происходит драка. Ну и что дальше? Друг от друга все равно никуда не деться. «Разукрасив» себя как следует, садятся рядом, тупо уставившись куда-то вдаль.
Вот тут-то и появляется герой нумер три, здрасьте и вам!
Роберто.
Слегка труся, Роберто выкрикивает в сторону уходящих охранников «пошел в жопу» и присоединяется к «своим новым американским друзьям». Именно так он и будет их называть. Роберто роется по карманам, где же, где же, вот:
-Если бы красота убивала, я был бы мертв, - декламирует он подходящее приветствие.
Зак с Джеком скоро переглянувшись, презрительно отворачиваются от новичка.
С появлением Бениньи начинаются тончайшие психологические аттракционы между тремя персонажами. Все пронизано знакомой режиссерской иронией и игра «команды» выглядит как бенефис одного актера!
Роберто ищет подход к каждому, поскольку не может существовать вне общения. Зак и Джек смотрят на него как на идиота.
После побега Зак проникается некоторой симпатией к Роберто, Джек продолжает всех презирать.
Иначе, как комичным путешествием по лесам и долам, назвать это невозможно. Они долго ходят по кругу в поисках лазейки из него, находят заброшенный домик, «интерьер» которого точь в точь повторяет «камерный». Такая же комнатка, такие же нары и, «то самое» окно, только настоящее.
Все пронизано иронией. Меняется ли что-нибудь или в этой жизни происходит бесконечная перестановка слагаемых, сумма от которой не сдвигается с места?
Новый день и новый «круг» и снова поиски «лазейки». Зак и Джек делают попытку разойтись подальше друг от друга. Но если все время идти по кругу в разных направлениях, то рано или поздно произойдет неприятное «воссоединение». Один Роберто, умудренный своей нехитрой мудростью, не двигается с места. Некоторое время он остается один, и мы наблюдаем великолепный монолог героя Бениньи про кролика и маму. Идиотами выглядят другие. Потому как ведут себя соответственно.
Снова новый день и снова побег из круга. Наша причудливая компания выходит на дорогу и, о чудо, забегаловка у дороги! Сообразительные американцы отправляют Роберто «на разведку». Что-то долго его нет. Надо бы и самим проверить. В окно маленького домика они видят совершенно фантастическую картину: за щедро накрытым столом сидит Роберто с очаровательной женщиной и мило беседует. Еще через пару минут и без того изумленные Зак и Джек, узнают, что Роберто повстречал итальянку, которая повстречала Роберто, который… В общем, они будут жить долго и счастливо.
Зачем идти куда-то еще? Непритязательный итальянец, с непосредственностью ребенка смотрящий на эту жизнь, с радостью вдыхающий ее многочисленные ароматы, получает все и сразу. Сообразительные американцы непрестанно ухмыляются над шуткой судьбы и готовятся отправиться каждый на ее новые поиски. В разные стороны, разумеется.
Николетта неуверенно объясняет, какая из дорог на развилке чуть дальше указывает на запад, а какая на восток, и тепло прощается с американскими друзьями своего возлюбленного.
Новый день и новый…тьфу, тьфу.
Что же Зак с Джеком? Пройдя немного вперед, они видят перед собой две, расходящиеся в противоположные стороны дороги, подозрительным полукругом растворяясь вдали.
Что-то мне это напоминает…тьфу, тьфу.
Зы. 1. Ворд предупредил меня, что слово «идиот» слишком экспрессивно, если я только не ставлю диагноз.
2. Он же: возможно, «жопа» бранное слово!
Гыгы. А у Ворда с чувством юмора все в порядке, а столько снобизма в «фамилии». Наш человек!