Написал для ЖЖ, так что надеюсь некоторые бояны для профильного сайта не будут страшны... :)
Наша родная страничка.
http://www.kinokadr.ru/films/h/hisdarkmaterials/
«Золотой Компас»: бронированный медвед
Есть распространенное мнение, что поход в кинотеатр – это покупка кота в мешке. Оно настолько же ложно, насколько широко известно. Если принимаешь решение не непосредственно перед кассой, то всегда есть куча информации – трейлеры фильма, репутация режиссера и актеров, содержание и жанр, предыдущие части если есть, собственный опыт, рецензии в профильных изданиях. Надо просто найти кинокритика со схожими вкусами и заслуживающего доверия. Или просто людей в сети. Не верить рекламе и шумихе. И вероятность того, что попадешь на что-то, основательно портящее настроение будет стремиться к исчезающе малым величинам. Разве что поторопишься в погоне за новизной. Особенно если предварительная информация многообещающа.
А в данном случае получается именно такая картина. На исходных позициях многообещающий актерский состав - Николь Кидман, Дениэл Крейг, Ева Грин. Большой бюджет в 150 миллионов американских денег и соответствующие ему ролики с массой спецэффектов. Достаточно оригинальные образы – белые медведи и дирижабли, даймоны-компаньоны. Хоть и нечитанная, но популярная литературная основа. Интересное описание. Правда, сам жанр подросткового фэнтези по большей части прошел мимо меня, но как минимум на хорошее зрелище, надеешься основательно. В конце концов, Трансформеров не за сюжет ценим, да и актеры здесь совсем другого уровня.
Итак, дан некий альтернативный мир – в которой душа каждого человека находит воплощение в тесно связанном с ним животном-даймоне. Которое у детей даже меняет свою форму. Визуально звери радуют – разве что кошачье-хорьково-птичий даймон Лиры несколько раздражает, а так тигрица Азриэля ну и конечно медведи дальше по течению сюжета очень и очень. Внешне обстановка похожа на начало XX-го века, но с непонятным источником энергии для двигателей. И тоже радует глаз – роскошный город, изящные экипажи и летающие корабли, красивые ледяные пейзажи. Лорд Азриель, дядя главной героини – юной Лиры ведет исследования загадочный пыли, которая открывает врата в другие миры. Она спрятана далеко на севере. Это активно не нравится властям в лице Магистериума. И конкретно их представительнице мисс Коултер в исполнении Кидман, сначала очаровавшей Лиру. Опять же на первый взгляд очень радует. Пропасть в политических взглядах доходит до попытки отравления в первые минуты фильма. Правящая организация вообще сильно нехорошая – вплоть до того, что похищает детей и ставит над ними болезненные эксперименты по разделению с даэмонами. Что характерно тоже на дальнем севере. В итоге дядя и племянница, отправляются туда, совершенно раздельными путями. В наследство Лире достается тот самый компас – алетиометр, с чудесной способностью давать ответы на самые сложные вопросы. Последний штрих – это красивая золотистая пыль на которую распадаются звери-компаньоны убитых. И начинаются приключения. А также проблемы.
Главная из которых – это общая слабость внутреннего сюжета и построения отдельных сцен. С одной стороны вроде все при фильме – но насколько нарочито это подается, и как велика здешняя коллекция штампов. Спившийся герой, тайный принц, жуткие до карикатурности злодеи, мучающие детей, я твой отец Люк, древнее пророчество. Впрочем, это общая беда. Никто и не ждет от блокбастера оригинального сюжета с неожиданными поворотами. Вопрос в том, как это все подать. А подача ужасная. На мой взгляд, самый худший диагноз художественного произведения – когда смысл и поставленную режиссером задачу у каждого эпизода начинаешь понимать умом. То есть здесь должно быть смешно, здесь надо восхититься красивым пейзажем, здесь заинтересоваться продолжением, здесь испугаться, а вот это финальная битва и торжество добра – только вот никаких описанных чувств не испытываешь. Такое в каждой первой сцене. Вот темная мрачная и одинокая избушка в ночной тундре – сейчас нам покажут ужасную по идее сцену, нашего медведя пять минут бьет другой – сейчас покусанный (но без капли крови) взглянет на Лиру и убьет плохиша одним ударом. Нужна финальная битва - значит из ниоткуда рядом с одинокой лабораторией появится целая толпа враждебного народу, причем со стороны тундры, а потом еще и дружественного, героиня должна попасть в лабораторию – значит она первая пойдет по хрупкому мостику на враждебную территорию, оставив медведя позади. Я уж молчу о способе победы и поведении ее одержавших – чтобы окончательно не наспойлерить. Тотальная неестественность становится настоящей бедой. Хромает и внутренняя логика. Зачем нужны даэмоны? По фильму только для того, чтобы зверька можно было схватить и парализовать его хозяина через связанность их чувств, это повторится раз пять за фильм. Чего ждал Йорик – того, что режиссеру надо было показать сцену с главной героиней, а ей нужен был компаньон. В итоге вместо приключения получаем очень нудное зрелище. Которое приходится терпеть. Игра Дакоты Ричард как главгероини тоже не радует, но в таком сюжете, как в болоте, тонут все актерские усилия. Несмотря на очень интересный и оригинальный мир.
Насколько это наследие книги? Надо разбираться. По информации из вездесущей Википедии, оригинальные эпизоды переставили местами, что-то вырезали. Причем опять же понятно для чего – но это все время так, и является главной бедой. Заодно изъяли весь антирелигиозный пафос автора, что не помешало католикам призывать к бойкоту. Добивающим аккордом является концовка – настолько примитивной завлекаловки на следующую часть я еще не видел. Но я не поддамся без очень веских причин. Хотя может я просто неправильный зритель.
Золотой Компас
2007
режиссер Крис Вейц
сценарий Филип Пуллман, Крис Вейц
продюсер Билл Карраро, Тоби Эммерих, Дебора Форте, ...
оператор Генри Брэхам
композитор Александр Деспла
В главных ролях:
Николь Кидман
Дэниэл Крэйг
Дакота Блю Ричардс
Бен Уолкер
Фредди Хаймор
Йен МакКеллен
Ева Грин
Джим Картер
Том Куртеней
Йен МакШейн