В современном кинематографе почти не осталось тайн. Задолго до премьеры самых ожидаемых картин в сеть просачиваются рецензии на сценарий и отзывы с тест-просмотров. Когда фильм наконец-таки выходит на экраны, то у создателей не остается ни одного джокера в рукаве, чтобы удивить зрителя. О картине уже всё известно. "Кловерфилд" возник из ниоткуда и за полгода создал вокруг себя небывалую шумиху. Проект выдержал нелегкий марафон, где все из кожи вон лезли, чтобы узнать дополнительную информацию о фильме; и, наконец, добрался до кинотеатров, ни на грамм не поделившись своим секретом.
Что же такое "Кловерфилд"?
"Ведьма из Блэр", скрещенная с "Годзиллой"? И да, и нет. Мы неоднократно наблюдали за разрушением Нью-Йорка. Мы не раз смотрели за историями о немногочисленной группе выживших. Мы уже давно не удивляемся псевдо-документальной манере съёмки. Но теперь представьте себе «Бухту Доусона», куда вторглась Годзилла, которую очень долго не показывают в полном объеме, но при этом отовсюду сквозит гигантоманией Камерона.
«Кловерфилд» - современный попкорновый блокбастер, снятый для людей, ненавидящих современные попкорновые блокбастеры. Он масштабен. Здесь каждую секунду что-то происходит. Но при этом камера намертво приклеивается к главным героям. Практически никаких панорамных кадров. Зритель видит еще меньше, чем главные персонажи. Никаких пафосных объяснений, что случилось, что делать, и что, чёрт возьми, происходит. Никто даже не догадывается, что это за монстр, откуда он взялся, и почему его невозможно убить или хотя бы остановить. Есть всего лишь одна камера. Кино мастерски имитирует любительскую съёмку событий человеком, в первый раз взявшим в руки видеокамеру и попавшим в экстремальную ситуацию. Такой подход еще больше усиливает эффект присутствия, тотального хаоса и всеобщей истерии. С другой стороны, людям со слабым вестибулярным аппаратом будет очень сложно досмотреть картину до конца, т.к. после «Кловерфилда» фильмы Пола Гринграсса покажутся спокойными и медленными, где камера всегда стоит на одном месте и не двигается.
Мэтт Ривз и Джей Джей Абрамс постарались создать псевдо-документальное кино, где катастрофа показана глазами обычных людей. Однако именно люди стали самым слабым элементом фильма. Даже двадцатиминутное начало, вкратце повествующее о каждом персонаже, что в дальнейшем призвано заставить зрителя переживать за героев, не спасает ситуацию, потому что персонажи выглядят искусственно. Нам, откровенно говоря, абсолютно всё равно, кто из них погибнет, а кто нет. Единственным более или менее интересным персонажем фильма оказывается человек, которого мы практически не видим – Хад, наш оператор. Создатели очень быстро переводят фильм из истории о выживании в «Крепкий орешек» по спасению девушки, которую до этого мы видели на экране всего лишь пару минут. И если мотивацию главного героя еще можно понять, то, какого черта, с ним поперлись все остальные объяснить решительно не возможно.
Стараясь вывести на первый план чувства и переживания, Ривз и Абрамс оказались в заложниках у своей собственной концепции: в самых напряженных моментах переживаешь вовсе не за героев, а думаешь о том, покажут ли большую обезьяно и её маленькие копии. И вот когда главный виновник торжества появляется на экране, то восторг и ужас от увиденного достигают немыслимых пределов. На счастье создателей у фильма оказался не позволительно скромный по нынешним временам хронометраж. Какие еще непрописанные персонажи, какая еще имитация любительской съёмки? О чём это вы? Когда драйв и экшн с каждой секундой растут в геометрической прогрессии, не позволяя отвлекаться на всякие второстепенные вещи.
О таких фильмах, как «Кловерфилд», нельзя говорить с холодной головой, потому что, начав анализировать ситуацию, можно найти и скрытый подтекст в виде параллелей с 9/11, который, может быть, совсем не предполагался, и кучу ляпов, и чистую идиотию… Но всё это не так уж важно. Фильм не произвел революцию в кинематографе и не открыл новые горизонты, но он, словно лучший аттракцион, на котором ты когда-либо катался, в самом лучшем парке развлечений, купив билет на который, ни секунды не пожалеешь о потраченных деньгах. 80 минут – настоящих американских горок!