Phantom » 03 июн 2006, 17:44
О сценарии фильма
Пару дней назад прочитал сценарий Марка Протосевича (не знаю точной даты, когда был написан этот сценарий, но, скорее всего, где-то в середине 90-х) и, в целом, он мне понравился. Я не читал книгу Ричарда Мэтесона, поэтому не могу сказать, насколько далеко ушла рукопись Протосевича от оригинала. Я также читал сценарий Джона Логана, датированный 8 сентября 1997 года. Правда, эту версию сценария я читал пару лет назад, а сейчас только быстро просмотрел скрипт.
Ниже будет более подробно рассказано о сценарии, написанном Протосевичом, поэтому если вы не хотите знать ничего о сюжете, то лучше не читайте. Хотя, скорее всего, сценарий будет почти полностью переработан, и мало что останется в грядущем фильме от этой версии. Ниже также будут приведены некоторые сравнения сценария Протосевича и версии Логана; никаких сравнений с книгой не будет.
Сначала о главном. В новостях, посвященных грядущему фильму, почему-то все пишут две вещи: а) это история последнего человека на Земле, Роберте Невилле; б) главный герой фильма будет биться против не сметных полчищ вампиров, населивших Землю. Ни в одном из двух сценариев эти вещи не подтверждаются (о пункте «А» более подробно речь пойдет позже).
В двух сценариях специально подчеркивается, что смертоносный вирус вырвался на свободу и все люди стали похожими на вампиров, но это НЕ вампиры. Их называют гемоцитами (Hemocytes). Они боятся солнечного света, который смертелен для них, и им нужна человеческая кровь для существования, а также при должной подпитки красной субстанцией сила гемоцитов возрастает в разы. В то же время гемоциты во много раз превосходят обычного человека в скорости и силе, а их способности к самоисцелению феноменальны: даже умерев, в прямом смысле слова, при вливании новой крови тело способно возродиться к жизни. В сценарии Логана они больше напоминают животных, которые раньше были людьми, за весь фильм они не произносят ни одного слова; и больше похожи на зомби, чем на людей. В сценарии Протосевича всё намного сложнее и интереснее – действие фильма происходит в Сан-Франциско, где образовалась многочисленная группа гемоцитов, возглавляет которую Кортман. Это люди, только, скажем так, в достаточной степени видоизмененные. Их тела необычайно бледного цвета, отсутствуют волосы на голове, через их кожу практически видны вены и кровеносные сосуды, но при этом их тела находятся в потрясающей физической форме. В данной группе есть четкая иерархия: скажем так, сначала идет обычный народ, далее уборщики, «барабанщики», «священники», войны; два «лейтенанта», один из которых возглавляет «священников», другой – воинов. Во главе всех стоит самый сильный и могущественный гемоцит, их вождь – Кортман.
Первые страницы сценария посвящены дому, в котором живет Невилл. Мы проходим через несколько комнат: гостиная, библиотека, операционная, тренажерный зал, кухня, гараж… Каждая из этих комнат прекрасна оснащена нужным оборудованием. Далее мы заходим в гараж, в котором находится примечательный автомобиль – «Лэнд Ровер», только представлен он весьма в пропапгейденом виде – машина во многом напоминает тачки из некогда популярной игрухи Carmageddon. Роберт садится в машинку и начинает поездку по Сан-Франциско. Сначала нам не будут показывать город с общих планов, лишь некоторое время спустя мы увидим, во что превратился этот город: его вид больше напоминает города, брошенные во время войны.
Уже на 7 странице произойдет первое столкновение Роберта с гемоцитами в количестве трех штук, которых он без проблем отправит на тот свет. Далее на город медленно опускается ночь… и на 19 странице начинается очередная атака гемоцитов на дом Невилла. Здесь нужно сказать, что домик Роберта больше похож на средневековую крепость, только оснащенную по последнему слову техники. Дом расположен на открытой местности, вокруг дома существует два кольца обороны, включающую в себя высокие заборы, рвы, колья, колючую проволоку, специальные галогенные лампы, минные поля, несколько специально оборудованных дзотов, с которых Невилл отстреливает всех, проникших на территорию. Вдобавок, весь периметр просматривается с помощью видеокамер.
Перед боем Кортман, как и положено, любому лидеру произносит маленькую, но пафосную речь, что нужно во чтобы то ни стало уничтожить Невилла, который уже успел убить не одну сотню гемоцитов. На бой отправляют десять лучших воинов. Это не так уж мало, как может показаться на первый взгляд. Десять гемоцитов – устрашающая мощь, учитывая то, что убить их очень и очень сложно.
Штурм и оборона Невилла прописаны достаточно хорошо и динамично. При должном подходе можно сделать впечатляющую экшн-сцену. Понятное дело, что в этой схватке победителем выходит Невилл.
Начиная с 30 страницы нам периодически будут показывать флэшбеки из жизни до заражения. Их именно то количество, которое необходимо, для того чтобы, с одной стороны, глубже раскрыть характер Роберта и рассказать о его жизни; а также кратко, но очень четко и ярко рассказать историю возникновения «вакцины от всех болезней», которая впоследствии превратится в ужасающий вирус. Вдобавок, через флэшбеки мы также узнаем историю Котрмана (он был первым человеком, который согласился испытать вакцину), и его трансформацию из человека в гемоцита. Вообще, первые флэшбеки – довольны миролюбивые сцены из жизни семьи Невиллов, но зато последние во всей красе показывают хаос, охвативший многомиллионный город: войска на улицах, всеобщая паника, отстрел зараженных…
На 36 странице Роберт ввязывается в очередную неприятность – на него нападают собаки-гемоциты. С большим трудом ему удается от них отбиться, но в этой схватке серьезно ранен его верный пес (впоследствии собака Невилла превратится в гемоцита). В тот же на дом Роберта подвергается очередному штурму. На этот раз отбиться от гемоцитов будет куда сложнее. Некоторые из них проникнут в дом Роберта, но Невилл выстоит. После очередного неудавшегося штурма Кортман говорит о том, что теперь они будут действовать другими методами…
Идут дни и ночи. Гемоциты больше не появляются. Ушли ли они? Роберт впадает в жуткую депрессию – теперь, когда нет ярко выраженной цели – пережить очередную ночь – зачем жить дальше? Но все изменится на 61 странице, когда Роберт встретит незараженного человека, Анну...
Идея Адама и Евы, конечно, довольно интересна, и наблюдать за развитием отношений Роберта и Анны на протяжении следующих 25 страниц также довольно занимательно, но вот только идея встречи последнего человек на Земле с другим человеком воспринимается в штыки. Мне лично такой поворот сюжета не понравился. В сценарии Логана Роберт также встретит другого незараженного человека, но произойдет это на последней странице, когда Роберт потеряет всякие надежды. Но здесь, в сценарии Протосевича, другой «последней» человек на Земле появляется в середине фильма, и спрашивается – какая же это история последнего человека на Земле?
С Анной не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Постепенно закрадывается нехорошее чувство, что что-то здесь не так, что всё уж слишком хорошо. На 86 странице рухнут надежды Роберта на счастливую жизнь с Анной – она его предаст и позволит гемоцитам ворваться в его дом. Дом будет сожжен, а Роберт пленен. Почему Анна предала Роберта? Дело в том, что у гемоцитов в заложниках находится её ребенок. Понятное дело, что после того, как Анна выполнила свою работу, гемоциты не отдадут ей ребенка и её также не отпустят.
Захватив Роберта, гемоциты приводят его в своё логово (живут они в туннелях метро), и обращаются с ним, как с живым трофеем. Мы также узнаем, каким образом гемоцитам удается добывать новую кровь. Дело в том, что они захватили определенное количество незараженных людей и используют их в качестве доноров.
Далее Роберт сбежит из логова гемоцитов, вернется в свой сожженный дом, в специальном скрытом бункере вооружится по полной программе, и отправится на последний бой…
Последние двадцать страниц – это, пожалуй, худшее, что есть в сценарии: концовка получилась в «лучших» традициях блокбастерного Голливуда – Роберт на поезде (в сценарии содержится объяснения, как Невилл умудрился его запустить) врывается в логово гемоцитов, спасает Анну и еще несколько незараженных людей. Они все вместе прыгают в поезд и мчатся к спасительному дневному свету. Ясен пончик, что на поезд также сядут Кортман и его несколько лучших воинов, которые погибнут в финальной схватке.
На мой взгляд, концовка плоха, потому что идет в разрез с остальным сценарием. В начале скрипта Роберт с большим трудом отбивался от десяти гемоцитов, находясь при это в прекрасно укрепленном объекте. В концовке же он превращается в настоящего супермэна, мочащего гемоцитов пачками. Да и финальная схватка протагониста и антагониста, столь ожидаемая битва двух видов лицом к лицу, получилась очень скомканной и невнятной – слишком легко Роберт расправился с Кортманом.
Подведем итоги.
Сценарий Протосевича – хороший скрипт для летнего попкорн-блокбастера, в котором есть в нужной пропорции интересный сюжет, экшн-сцены и наличие мозгов (насколько это возможно для летнего блокбастера), у которого, правда, сильно хромает концовка. Сценарий Логана, который, если я не ошибаюсь, писался с прицелом на режиссуру Ридли Скотта и Арнольда Шварценеггера в главной роли, получился намного мрачнее и депрессивнее. На мой взгляд, он куда лучше подходит для пост-апокалипсического фильма. Но, с другой стороны, у Логана вышла слишком мрачная история, в которую мало кто решится вложить средства необходимые для главного летнего фильма студии.
Сценарий Протосевича выигрывает за счет интересного показа гемоцитов, которые представлены не в виде зомби, а в качестве нового вида, господствующего на Земле, со своей структурой общества. Эту деталь, на мой взгляд, ни в коем случае нельзя потерять в готовом фильме.
Но главное – в обоих сценариях (особенно в сценарии Логана) содержится совершенно потрясающая идея: единственный ненормальный человек на Земле, который вносит существенный дисбаланс в сложившуюся систему – Роберт Невилл. Вокруг него существует уже сложившееся (формирующееся) общество, врагом номер один которого становится Невилл. Если создатели фильма не побоятся и разовьют эту идею, то ничего лучшего я пожелать этому проекту не могу.
На счет Уилла Смита. На мой взгляд, он вполне подходит на эту роль, главное чтобы он не начал отпускать свои шуточки, где нужно и не нужно. В сценарии есть несколько смешных моментов, но их именно столько, сколько нужно, и каплей больше.
И последнее – у фильма должен быть рейтинг R, и либо нужно переписать сценарий в соответствующем ключе, либо отказаться от рекламной компании «последний человек на Земле». А то будет очень странно, если в середине фильма главный герой встретит еще одного последнего человека на Земле.
Not bad for... a human.