Phantom » 21 янв 2008, 13:18
Когда я только услышал о проекте в 1997 году, я еще не читал книгу Мэтисона, но общая сюжетная канва не оставляла вопросов – ждать или не ждать кино. Последний выживший на Земле человек противостоит несметным полчищам вампиров. Что может быть круче? Уже позже я прочитал литературный первоисточник, где во главу сюжета был поставлен вовсе не экшн, а совсем другие идеи. Книга Мэтисона – практически неэкранизируемый материал для Голливуда, потому что не один продюсер, находясь в здравом уме, не согласится дословно следовать сюжетным перипетиям оригинала.
Голливудские долгострои всегда привлекали мое внимание. Некоторые из них умирали, так и не воплотившись в жизнь. Другим повезло больше: после многих лет переписывания сценария и гуляния по различным студиям, они находили покой на экранах кинотеатров. Я даже не могу предположить, каким бы вышел фильм, если бы его сняли в 1990-е. Но Фрэнсису Лоуренсу удалось меня удивить. Не во всем, но во многом.
Я всегда был большим поклонником историй про апокалипсис, где выживала лишь горстка людей, а во главу сюжета было поставлено не «что же случилось», а «что делать». «Я – легенда» - это история о выживании, где главный герой оказывается отрезанным от остального мира. Это – своеобразный «Изгой», только в пустом мегаполисе, населенном вампирами.
Лоуренс тратит на рассказ о жизни Невилла чуть ли не все первые сорок минут, почти половину фильма. Но именно неспешные зарисовки о жизни Невилла становятся лучшим, что есть в фильме. Зачем Невилл ходит в видеопрокат, где общается с манекенами, играет в гольф, охотится, занимается спортом, обращается с собакой, как с живым человеком? Он спокойно мог обойтись без всего этого. Но такие мелкие детали в совокупности позволяют ему хотя бы на небольшие мгновения сымитировать спокойную жизнь до катастрофы. Если не они, то он бы, наверное, уже давно пустил себе пулю в голову.
Уилл Смит своей игрой полностью заставляет поверить в своего персонажа. Он прекрасно понимает, что требует от него сценарий. Его персонажу веришь без остатка, веришь в его боль, отчаяние и слабую надежду на спасение. Герой Смита не вписывается в концепцию фильмов, где один единственный человек противостоит во много раз превышающим силам противника. Роберт Невилл не пытается убить, как можно больше вампиров. Он пытается исправить ситуацию и решить проблему раз и навсегда, поэтому он продолжает искать вакцину. Он борется не столько с вампирами, сколько с самим собой: чтобы выжить в новом мире, ему нужна цель. Пусть она будет призрачна и практически недостижима, но без неё он не сможет прожить одного дня.
Фрэнсис Лоуренс делит свою картину на день и ночь. И пока солнце стоит высоко, «Я – легенда» - захватывающий и умный триллер-драма, с достоинством относящийся к зрителю. Но как только над Нью-Йорком сгущаются сумерки, фильм превращается в стандартный попкорновый блокбастер с одними из худших спецэффектов 2007 года. Я не знаю, что заставило режиссера принять решение сделать вампиров полностью компьютерными, но жители ночи выглядят смехотворно. Намерения создателей понятны – показать вампиров страшными, быстрыми, бледными и зловещими монстрами с невероятно здоровыми челюстями, показать их такими, какими мы их еще нигде не видели. Но в результате, они выглядят мультяшно, слишком компьютерно и абсолютно не страшно.
Лоуренсу куда лучше удались сцены, где нам мельком показывают вампиров. Как, например, сцена, где Невилл идет искать своего пса в темном здании. Атмосфера и саспенс здесь зашкаливают все мыслимые пределы. Каждый раз, когда Невилл прикрывает фонарь рукой, он, как и зритель, понятия не имеет, что в следующую секунду выхватит яркий луч в темном царстве. Простейшая по построению сцена, где мало что происходит, пугает куда больше, чем многочисленные толпы вампиров при лунном свете.
Мне очень понравилась идея создателей рассказать историю человека, а не фокусироваться на монстрах. Мы мало знаем о них, хотя справедливо подозреваем, что они намного умнее, чем о них думает Невилл. Можно построить ни одну теорию по устройству их общества. Не приходится сомневаться, что они хорошо организованы, но вот как именно? Поиск ответа на этот вопрос авторы оставляют зрителям, также предлагая поразмышлять над другими сценами: например, какого черта делали вампиры в темном здании, собравшись в кружок?
Пожалуй, больше всего претензий у меня найдется к тому самому сюжетному твисту, который предрекали еще ранние версии сценария. На мой взгляд, история Невилла является завершенной – рождение, жизнь, смерть. Но вот последние несколько минут фильма… Почему они выглядят так, словно создатели не знали, чем закончить картину, и решили перестраховаться, приписав хэппи-энд, да еще сопровождаемый закадровым голосом. Неужели зрители настолько тупы, что сами не смогут понять, что случится дальше, и что произойдет с результатами работы Невилла?
Как бы то ни было, «Я – Легенда» - это самый необычный блокбастер ушедшего года, который больше похож на камерную историю, только упакованную в дорогую этикетку. Пускай, в последние тридцать минут он покатился по наклонной, но за первый час фильму можно простить многое.
Not bad for... a human.