Терминатор / The Terminator
Год: 1984
Режисcер: Джеймс Камерон
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Майкл Бьен, Линда Хэмилтон, Пол Винфилд, Лэнс Хенриксен, Бесс Мотта, Эрл Боэн, Рик Россович, Дик Миллер, Шоун Шеппс
Сценарий: Джеймс Камерон, Гэйл Энн Херд
Продюсер: Джон Дэйли, Дерек Гибсон, Гэйл Энн Херд
Оператор: Адам Гринберг
Композитор: Брэд Фидель, Тэйн МакКлюр
Жанр: фантастика, экшн
Слоган: In the Year of Darkness, 2029, the rulers of this planet devised the ultimate plan. They would reshape the Future by changing the Past. The plan required something that felt no pity. No pain. No fear. Something unstoppable. They created 'THE TERMINATOR'
Бюджет: $6 400 000
Время: 108 мин
Рейтинг MPAA: R
Мировая премьера: 26 октября 1984
Страница фильма на imdb
Сюжет: Терминатор - киборг-убийца - прибывает из будущего в Лос-Анджелес 1984 года с заданием: найти и уничтожить женщину по имени Сара Коннор. Оттуда же, из мрачного будущего, где идет война между машинами и горсткой людей, выживших после ядерной катастрофы, прибывает в прошлое и защитник Сары - солдат Кайл Риз...
Мнение о фильме
Как и положено фильму, оставившему яркий след в киноистории, «Терминатор» начался с легенды. Как-то раз Джеймс Камерон сильно заболел, и в одном из ночных кошмаров ему привиделся робот с красными глазами, с фантастической настойчивостью пытающийся отправить хозяина сна на тот свет. Проснувшись, Джеймс законспектировал такой необычный сон, впоследствии воплотившийся в полноценный сценарий.
В ранних версиях сценария Терминатор представлял собой хамелеона, постоянно меняющего свою форму, и превращающегося из одного человека в другого. Однако в начале 80-х не существовало технологий, способных воплотить такое видение фильма в жизнь. Поэтому, от этой идеи пришлось отказаться, и на замену жидкому киборгу пришел «кибернетический организм – живая плоть снаружи, металлический скелет внутри».
Наверное, Камерон пытался пристроить свой сценарий на каждой крупной голливудской студии, но везде ему давали отворот-поворот: никто не хотел связываться с таким сюжетом, работать с никому неизвестным сценаристом, который еще и собирался сесть в режиссерское кресло, и задействовать в главной роли актера третьего эшелона – Лэнса Хенриксона. Отчаявшись найти продюсирование у голливудских мейджеров, Камерон отправился на поиски инвестиций к независимым компаниям. И как это не странно, он их нашёл: Hemdale согласилась на продюсирование фильма, решившись выделить под проект шесть миллионов долларов, но при условии, что роль Терминатора исполнит Арнольд Шварценеггер.
Еще не успев забыть, чем закончился его первый режиссерский опыт, Камерон решил, что абсолютно всё в фильме будет сделано так, как того хочет режиссер. Если до этого нужно будет исполнять самому трюки или говорить Арни, как он должен двигаться с точностью до сантиметра, значит, так оно и будет. И такая стратегия на сто процентов оправдала себя – только в США фильм заработал 40 миллионов и получил восторженные отзывы критиков.
Прошедший отличную школу на проектах Роджера Кормана, умеющий работать с мизерными бюджетами, Камерон весьма разумно распорядился выделенными на проект средствами. Конечно, созданными для фильма спецэффектами нельзя было удивить даже в 1984 году, не говоря уже о сегодняшнем дне, но благодаря крайне умелому монтажу и превосходной операторской работе фильм ничуть не потерял в динамике и двадцать лет спустя, и его смело можно рекомендовать в качестве учебного пособия режиссерам, делающим первые шаги в жанре экшна.
Из-за бюджетных ограничений режиссеру пришлось перенести место действия из будущего в настоящее, но такой ход пошел фильму только на пользу, позволив Камерону нарисовать весьма нелицеприятную картину настоящего. «Терминатор» не столько пугал своим стандартным для середины 80-х пессимистическим видением будущего, в котором случится неизбежный судный день, и люди будут загнанные в условия, мало отличающиеся от первобытного общества; фильм в первую очередь пугал своим «пост-апокалиптическим» настоящим. Пугал своими безлюдными, темными, грязными улицами, на которых можно встретить лишь банды панков и бомжей. Пугал никчемностью правоохранительных органов. Пугал своим техно-нуаром…
«Терминатор» немало поспобоствовал началу карьеры многих людей, задействованных на этом проекте. Линда Хамилтон, Лэнс Хэнриксен и Майкл Бьен стали получать куда более заметные роли. Брэд Фидел, написавший завораживающую музтему фильма, громко заявил о себе. Адам Гринберг впоследствии снял немало хитов и не раз номинировался на различные награды. Марк Голдблатт стал монтировать голливудские блокбастеры.
Конечно же, в первую очередь «Терминатор» стал прорывом для Шварценеггера. Даже спустя два десятилетия после выхода фильма представить кого-то еще в данной роли чрезвычайно сложно. Его неуклюжесть, неповоротливость и смешной робото-подобный акцент сослужили Арни добрую службу. Именно эта роль, о которой Шварц отозвался – да так, дерьмовая работа на пару недель – сделала его идеальным героем боевика.
Джим Камерон показал себя крайне умелым и талантливым режиссером и мог выбирать свой следующий фильм из множества проектов. Но он предпочел закончить свою работу над второй частью «Чужого», и два года спустя мир увидел другой шедевр фантастики – «Чужие». Но это уже совсем другая история…