Джокер » 01 июл 2010, 12:46
Винченцо Натали, внезапно всплывший по рубку 13 лет спустя после давно ставшего культовым "Куба", на первый взгляд, продолжил начавшееся ровно год назад течение малобюджетной и умной научной фантастики. Снял именно то кино, которое можно было ожидать после прочтения синопсиса - интересное, неглупое, в должной степени нестандартное (даже слишком), с двумя крепкими актерскими работами и нехитрой, если не сказать банальной, главной мыслью про то, что в науке есть такие законы, которые нарушать нельзя, иначе грядут необратимые последствия. И что-то там еще про этику, мораль, и трудно быть богом. Такая, если хотите, философско-вдумчивая версия "Особи".
Но это взгляд первый. Для многих, в первую очередь простых незамутненных зрителей, не ведающих, что именно пришли смотреть - и последний. По сути же "Химера", с её действительно великолепными эффектами, идеальным монтажом, не самым сильным сценарием и явно излишним эротизмом - небанальное размышление о том, как трудны бывают взаимоотношения родителей и их детей, и о вытекающих последствиях. В этом малобюджетный научно-фантастический хоррор роднится не с чем-нибудь, а с определённым прошлогодним чёрно-белым морем претенциозности и бессмыслицы за авторством Михаэля Ханеке - разве можно было хоть когда-то подумать, что такие разные фильмы внезапно окажутся так тесно связанными. Но это я отвлёкся.
"Химера" могла бы так и остаться двусмысленным фильмом, описанным в предыдущем абзаце, но Винченцо Натали очевидно было мало. Пока на экране перед зрителем и двумя учёными растет и развивается этот гибрид всего и вся, фильм успевает отвлечься от фантастико-хорроровой составляющей и побывать трогательной мелодрамой, чёрной комедией (намеренной или нет - так и остаётся непонятным) и семейной драмой с незабытым прошлым. А иногда - всем этим сразу. Заканчивается же он как нестандартная смесь монстр-муви и готического хоррора со старым заброшенным домом и беготнёй по ночному лесу.
Уже к середине повествования становится понятно, что Натали хочет снимать многослойное и многоуровневое кино, стремление, которое нельзя не похвалить, одна проблема - хочет, да не совсем может. Натали - постановщик несомненно очень талантливый, имеющий множество идей и готовый поделиться всеми сразу, но пока не понимающий, каким образом это сделать. Вот и получаем мы по соседству с блестящей аллегорией в центре фильма, прекрасным развитием главной сюжетной линии (не симпатизировать нашей главной героине никак нельзя, а разве можно было подумать) и великолепным техническим исполнением - дыры в сценарии, уходящие в никуда второстепенные сюжетные линии, неловкие паузы класса "дорогой, мы давно не занимались сексом", штампованных героев второго плана и спорное развитие героини Сары Полли. Логичны её поступки на протяжении фильма или нет - и за, и против можно привести равное количество аргументов.
У фильма даже финал - с одной стороны, вызывающий недоумение отход от всего предыдущего повествования и стандартный простой хоррор, с другой - да, всё логично и правильно, и даже по-своему красиво, так и должно быть. Две стороны одной монеты. Таков и весь фильм. Как улыбка Дрен - кровавая, но милая, или милая, но кровавая. Одно неотделимо от другого, но каждому придётся решать, что предпочесть для себя. Точно можно сказать одно - кино получилось достаточно оригинальное, интересное, вдумчивое, двусмысленное и запоминающееся. А о плохом фильме ничего из этого сказать точно нельзя.
Forget it Jake, it's Chinatown.