Джокер » 21 янв 2010, 18:32
Новый фильм братьев Хьюз абсолютно великолепен тремя вещами: атмосферой, экшном и визуальным рядом вообще. К этому кино начинаешь питать уважение уже в первые 10 минут, когда на экране никто ничего не говорит, а лишь безбожно крутой (каким он давно не был) Дэнзел бредет себе по огромной пустыне, которой стала Земля после "вспышки". Музыка нетрадиционна, и на ее месте нельзя представить никакую другую; выцветшие оттенки, фантастические общие планы, драки в тени, очень редкое, но блестящее использование слоу-мо (см. стрелу в первой же сцене) - оператор, конечно, заслуживает всяческих похвал и даже наград. Экшн-сцены нечасты, но от того только лучше, так что это рубилово под мостом, перестрелка в доме и граната под постапокалиптическим грузовиком смотрятся с огромным удовольствием. В общем, просто сокровище для любителей хорошего визуального ряда.
Я сейчас, наверное, буду капитаном очевидность, но то количество сценарных, логических и научных (причем простейших) ошибок, которыми переполнена "Книга...", оно, знаете, не поддается описанию. Уже примерно через час просмотра появляется серьезное подозрение, что братья Хьюз и дебютант-сценарист были до такой степени озабочены религиозным подтекстом (о нем позже), что прекрасно знали обо всех допущенных ляпах, но им было банально пофигу. И так идёт наш мессия тридцать лет и три года из одного конца Америки в другой, и никак не дойдет, Спойлер! Выдели мышкой, чтобы прочитать: зато в финале быстренько доезжает со вполне ограниченным запасом топлива, умудряется дважды проходить одно и то же место, вроде бы идя вперед, радиоактивные кошки ходят посреди пепла (пепла? ребят, уже 30 зим прошло), самой многотиражной книги в мире остался один экземпляр, и прочая, и прочая, и прочая. В конце концов братья добиваются своего - вопросов и претензий по ходу дела появляется так много, что на них уже хочется точно так же банально наплевать. Наплевать-то можно, а вот забыть не получается.
Ну и религиозный подтекст. Мне, как убеждённому атеисту, с самого начала было ясно, что много удовольствия от оного подтекста в фильме я не получу. Нет, я не говорю, что против сцен молитвы перед едой. Но когда главзлодей у нас верит, что книга есть главное сокровище и орудие убеждения после апокалипсиса, вера - это всё, от главгероя отскакивают пули, Спойлер! Выдели мышкой, чтобы прочитать: а в финале он получает смертельное ранение, но не умирает, пока не надиктовывает книгу полностью, мне ничего не остается делать, как грустно улыбнуться. Религиозная пропаганда в обёртке постапокалиптического вестерна. Тот еще коктейль.
Конечно, быстро становится ясно, что братья Хьюз снимают притчу. Притчу, которая воспринимается совершенно без эмоций. Исключительно крутой Дэнзел бредет по дороге с Милой "ходячей мебелью" Кунис, противостоит страшно переигрывающему Олдману, слушает старенький айпод и подзаряжает его у Тома Уэйтса, пропагандирует веру, дерется с постапокалиптическими гопниками в противогазах и несет, несет свою ношу, вот только воспринимается это всё... никак. Да, музыка, атмосфера, экшн, операторская работа - выше всяких похвал. Но "Книгу Илая" не смотришь, за ней отстраненно наблюдаешь, а через пару часов после просмотра тебе уже нет до неё никакого дела. Дэнзел суров, но абсолютно безэмоционален (если в финале я должен был за него переживать, то уж извините, не вышло), фильм сам по себе такой же сухой и неживой, как и эта огромная выжженная пустыня, по которой идет, идет, идет Илай. И разумеется, нисколько не помогает делу тот факт, что мне лично было абсолютно наплевать на то, сумеет наш герой сохранить единственную в мире Библию, или нет. Вот такое вот противоречивое кино.
Forget it Jake, it's Chinatown.