Джокер » 09 июл 2010, 01:08
Фильмография М. Найта Шьямалана - образцовый пример того, как сценарист и режиссёр, обладающий несомненным талантом, проходит путь от всеми уважаемого и признанного постановщика до режиссёра, чьи работы способны оценить уже лишь немногочисленные фанаты. Путь от "Шестого чувства" к "Явлению", от проработанного шедевра до фильма, от которого можно получать лишь извращенное удовольствие - он просто-напросто уникален. Казалось, дальше уже некуда. Так может, настало время вернуться в строй?
Сейчас легко ругать продюсеров, доверивших постановку неудавшейся (потому что сиквелы с такой критикой решится снимать только самоубийца) трилогии по анимационному сериалу "Никелодеона" именно Шьямалану. Действительно, что там такого мог режиссёр, сделавший имя на среднебюджетных триллерах, качество которых падало раз за разом снять по детскому фэнтези-мультфильму. Но на самом деле М. Найт был выбором почти идеальным. А этот проект был идеальным для совершения славного, громкого камбэка - вырваться из привычных рамок, свободно поработать с большим бюджетом, адаптировать замечательный первоисточник, показать, что нет, не триллерами едиными. Наконец разбудить уснувший талант. Всё, что можно было сделать для успеха этого фильма у зрителей и критиков - взять 20-серийную Книгу Первую, оставить нетронутыми характеры и диалоги, и всего лишь вырезать всё, что не относится к основной сюжетной линии.
И Шьямалан прокололся даже здесь. Понятное дело, что он намеренно изменил первоисточник настолько, насколько это вообще возможно. Ну и что, скажем мы, пожмём плечами и вспомним того же Питера Джексона. Вот только Джексон в целости и сохранности перенёс на большой экран и атмосферу, и дух, и главные мысли и мораль своего первоисточника. Когда смотришь "Повелителя стихий", задаёшься вопросом, а смотрел ли автор оригинал вообще, и если смотрел, а не ограничился только заставкой - то какая часть тела была обращена к экрану. Если всё-таки предположить, что смотрел глазами и слушал ушами, то остается лишь воздеть руки к небу и спросить - зачем, Найт, зачем ты, получив в своё распоряжение такой прекрасный и богатый материал, опять возомнил себя гением, который знает лучше, и превратил его в это невразумительное не пойми что. Но даже после этого у фильма оставались шансы. Как бы радикально не отличалось кино от первоисточника - оно было бы плохой адаптацией, но ещё могло быть хорошим фильмом.
Поэтому я не буду критиковать, подобно двум моим друзьям-фанатам, побежавшим в синематограф вместе со мной, каждое отступление от канона, сделанное Шьямаланом. Это неважно, что за весь хронометраж на экране мелькнёт лишь полтора азиата, неважно, что Аанг всего один раз улыбнётся, что во всем фильме будет две шутки ровно, что шрам Зуко почти незаметен, людям Огня нужен его источник во время сражений, шестеро магов Земли должны 10 секунд танцевать, чтобы поднять в воздух один камень, а в финале антагонистов ждёт совершенно иная судьба. И плевать на то, что нет в фильме пиратов и воинов Киоши, мы так и не увидим первого знакомства главных героев, Аппа и Момо будут иметь по две сцены каждый, атмосфера мультсериала будет утрачена целиком и полностью, наконец, что 18 серий поместятся в первые 45 минут, а 2 серии - во вторые.
Да, это отвратительная адаптация, но беда в том, что это ещё и фильм, абсолютно никуда не годящийся как самостоятельное произведение. Можно закрыть глаза на все до единого изменения, помянуть добрым словом музыку Джеймса Ньютона Ховарда, несколько достойно сделанных экшн-сцен и игру Дева Пателя и Шона Тауба, выжавших всё из имевшегося материала - фундаментальные промахи в сценарии и режиссуре никуда не денутся. Шьямалан всё рассказывает и почти ничего не показывает, мчит действие галопом по европам, лишает своих персонажей какой бы то ни было жизни, обаяния и проработки характеров, и в итоге оказывается неспособным создать ни напряжения, ни чувства опасности. Аанг, Катара, Сокка - на них просто-напросто наплевать. Действие наполняется очевиднейшими сюжетными дырами, и последним гвоздём в этот гроб оказывается абсолютное отсутствие атмосферы сказки, волшебства и чудес. Это просто безжизненное, унылое и тупое, с позволения сказать, кино.
Шьямалан получил главную возможность в своей карьере и так категорически её просрал, что мне, честно говоря, до сих пор сложно в это поверить. Во время и после сеанса мои впечатления о фильме были лучше, но чем больше я о нём задумывался и прокручивал в голове, тем безжалостно очевиднее становились его недостатки. Для Шьямалана, я не удивлюсь, если это конец. Я хочу верить, что гений, снявший "Шестое чувство" и "Неуязвимого" - всё ещё там, спит в айсберге, подобно Аватару, и однажды проснётся и вернётся. Но оснований для этого я не вижу. Многие, очень многие сейчас его поносят, злорадствуют, глумятся. А мне просто грустно. Когда он упал на самое дно, снизу постучали.
Forget it Jake, it's Chinatown.