Джокер » 13 авг 2009, 20:22
Новейшая мода на реализм везде и во всем, уже успешно покорившая себе жанры экшна и кинокомикса, теперь добралась и до научной фантастики. А конкретно – научной фантастики про инопланетян. Конечно, здесь не обошлось без некоторых условностей, в конце концов, фантастика она потому и фантастика, что реализма в ней – мизерное количество. Но не в случае с «Районом №9». После «Дня независимости», «Войны миров» и прочих подобных попкорновых аттракционов пришло время ответить на вопрос - а что если бы пришельцы на самом деле прилетели на Землю, но вместо того, чтобы в дцатый раз бомбить Нью-Йорк, зависли бы, беспомощные, в гигантской летающей тарелке над какой-то там Южной Африкой, а затем поселены в местных трущобах?
И несостоявшийся постановщик Halo Нил Бломкемп, которому старина ПиДжей выдал $30 млн и сказал сымать на них что душа пожелает, бросается раскрывать тему нелегкого житья пришельцев на южноафриканской мусорке с самых первых кадров. Новостные репортажи, в которых дяденьки и тетеньки рассуждают о проблеме с серьезнейшими лицами, нигерийские гангстеры, обменивающие кошачью еду на бесполезное инопланетное оружие, полагающиеся возмущения простого народа на тему «ничо не знаю и знать не хочу, пусть валят отсюда», копания пришельцев в отходах и даже межвидовая проституция – вот оно, скрещение невероятного каждодневного реализма и научной фантастики, которое мы получили после месяцев ожидания. «Район №9» - это возврат к той классической н-ф, в которой вторжение похитителей тел или визит мирного пришельца Клаату были не самоцелью, а лишь инструментом, служащим, чтобы показать текущие мировые, вполне реальные, проблемы. Вот и Бломкемп в своём дебюте успешно затрагивает и расизм, и массовые предрассудки, и суеверие, и жестокий взгляд сверху вниз на представителей другой… нации – пусть даже это инопланетяне, суть остается прежней. Да, получилось не идеально – десятиминутную стартовую объяснялку не мешало бы и немного продлить, и все эти «Кристофер Джонсон» воспринимать с серьезным лицом получается не вполне. Но главное – перед нами новое слово в жанре, нечто свежее, небанальное и интересное, а оригинальность в наши времена римейков, сиквелов, приквелов, перезапусков и экранизаций книг, комиксов, игрушек и этикеток от жвачки – она очень, очень ценна.
А когда документальная фантастика по большей части прекращается, начинается сверхзрелищный летний блокбастер. Переход от одного к другому вышел хоть и не без скрипа, но все равно ко всеобщему удовольствию. Наш до раздражения истеричный, матерящийся через слово главный герой бегает, стреляет, ищет выход из своей сложной ситуации и вечно ругается, продираясь сквозь дебри отечественной локализации, бесполезное оружие становится полезным и очень действенным, безумный экшн с каждой минутой становится еще более безумным, а оператор даже не думает отводить камеру в сторону. И при всем при этом – экшн здесь не ради экшна, а потому что требует ни на секунду не теряющийся за всем этим адом сюжет, совершенно отчаявшийся и загнанный в угол протагонист заставляет за себя постоянно переживать, а стопроцентно компьютерные инопланетяне вызывают сильные, неподдельные эмоции – одними движениями, поведением и простенькими субтитрированными диалогами. И документальная фантастика, господствовавшая на экране первую половину фильма, не желает уходить, и находит уместные способы обратить на себя внимание и в том безумном фантастическом боевике, не дающем передохнуть зрителю всю вторую половину.
Добавьте ко всему этому пусть и перегруженный сентиментализмом, но сильный и прекрасно подходящий финал, и на выходе получится кино, с которого уйдут довольными и любители умной научной фантастики, и ценители зрелищного сай-фай экшна, и ищущие чего-то нового и оригинального, а те, кому нужно все это сразу, просто не могут не остаться в полном восторге. Пока никак не желает нам ничего показать Кэмерон и старательно темнит со своим 200-миллионным нф-триллером Нолан, Нил Бломкемп создал замечательное кино и один из лучших фильмов жанра за последние годы, используя только несколько неизвестных, но очень больших талантов, и скромные тридцать миллионов. Да, кино получилось не идеальным, но очень впечатляющим, а господин режиссер, можно быть уверенным, в будущем доставит еще не раз. Остается пожелать «Району» побольше сборов и повыше рейтингов, и отправить его на тяжёлую проверку временем. Ведь как бы ни был хорош фильм, только через пару-тройку десятилетий мы поймем, видели ли когда-то впервые будущую нф-классику на все времена.
Forget it Jake, it's Chinatown.