Phantom » 29 авг 2009, 10:27
Кто такой Нил Бломкамп? Еще в прошлом году его имя должно было торпедироваться в стратосферу после экранизации Halo. Но когда кинопришествие самой быстрораспродаваемой игры в мире было отложено на неопределенный срок, Питер Джексон позвонил Нилу и предложил в свободное пользование тридцать миллионов долларов, который последний мог потратить на абсолютно любой фильм. В итоге, Нил создал не менее масштабное по замыслу и идеи зрелище, взяв за основу свою же короткометражку «Alive in Joburg».
Поставив во главу стола старый, как планета Земля, сюжет, Бломкамп довольно быстро начал смотреть на него под нестандартными углами и прикручивать социальные элементы. Пришельцы приземляются на третьей планете от солнца не как это принято где-нибудь в Нью-Йорке, а в Йоханнесбурге, где и без инопланетян полным-полно своих проблем: высокий уровень преступности, нищета, апартеид, расизм и все прилагающиеся прелести социальной ситуации. Посадка у пришельцев вынужденная, а сами они нисколько не намереваются захватывать Землю. Огромный корабль был доверху забит внеземными особями, принадлежащими к низшей ступени своей социальной среды. Они обычные чернорабочие и реднеки, которые делают только то, что им говорят, и не обладают хоть малой долей серого вещества к самостоятельным решениям. Цивилизованного контакта не произошло. Довольно быстро пришельцев определили в особые, обнесенные стеной и колючей проволокой зоны. Правительство тратит на подобные спецтерритории огромные средства, что вызывает недовольство местного населения, настроение которого моментально переходит от восторга первого контакта с внеземной цивилизацией к открытой ненависти и пожеланиям, чтобы «моллюски» быстрее свалили из их страны. Не правда ли, знакомая ситуация, когда в многонациональной стране небольшие народности ненавидят друг друга, а все вместе ненавидят определенной народ?
Бломкамп довольно щедр на социальные и политические комментарии, как прошлого, так и настоящего. Застав времена апартеида, он даже не старается скрыть социальный подтекст, вложенный в фильм. Начиная от названия «Район 9», где 9 – это перевернутая 6, порядковой номер того самого района, куда запирали людей с неправильным цветом кожи; и заканчивая именем главного героя – Викус Ван Де Мерве – точно так же зовут персонажа многих южноафриканских анекдотов, похожего на нашего Иванушку-дурачка. В сцене выселения пришельцев сильно читается подтекст принудительного выселения тех, кто не смог преодолеть ипотечный кризис, напоминая нам сцены, которые уже в реальной жизни мало чем отличались от репортажей из горячих точек.
В «Районе 9» за обычным сюжетом содержится необычное кино, которое в наше время можно снимать без вмешательства маркетологов, только если ты обладаешь небольшим бюджетом, дарующим тебе полную творческую свободу. Начав с мокументари о пришельцах в наше время и продолжив сценой выселения, Бломкамп больше предан фантастике семидесятых и восьмидесятых, где на завязку истории тратили чуть ли не всю первую половину картины. Нил никуда не спешит и вдоволь дает нам насладиться, какой fucked-up мир нам предстоит увидеть на экране.
В его фильме нет ни одного положительного человеческого персонажа. Посмотрите, к примеру, на главного героя. Он никакой не герой. Викус - это обычный офисный клерк, получивший власть и начавший позировать перед камерами, строя из себя центр вселенной. Он считает себя гуманистом, но на самом деле он еще тот расис: с каким удовольствием он уничтожает десятки инопланетных эмбрионов! Представьте, что на месте инопланетян находятся человеческие дети. И как после такого можно относиться к главному герою? Пришельцев рисуют исключительно в негативных тонах, выставляя их чуть ли не террористами, оплотом всемирного зла и человеческих несчастий. Однако быстро станет ясно, что самые человечные персонажи – пришелец Кристофер Джонс и его сын, пытающиеся отыскать способ вернуться домой. Они, в отличие от людей, стараются понять другую расу, а не выкачать из них секреты военных технологий, а их самих превратив в предметы биологических экспериментов. Викус начнет помогать им только тогда, когда у него не останется выбора, но помогать будет исключительно в своих целях.
Нил Бломкамп не стесняется выстраивать свою картину в различных творческих решениях, умело сочетая столь модное сейчас фэйк-документальное кино со съёмками ручными камерами и панорамными видами в лучших традициях летних блокбастеров. Такое техническое решение интересно с одной стороны и позволяет взглянуть на героев с разных точек зрения, а также подробно рассказать о мире, где двадцать восемь лет назад появились пришельцы. Однако с другой стороны режиссер стал невольным заложником технической части: в картине присутствуют по большому счету всего три персонажа – Викус, Кристофер и его сын; все остальные – это лишь безликие образы с телеэкрана, о которых мы забываем сразу же после титра с их именем и фамилией.
Окончательно оформив альтернативный мир, сюжетную канву и представив всех героев, в последней трети режиссер пустится во весь галоп, с головой окунувшись в дебри всевозможного экшна, что, конечно же, читалось с первых минут и необходимо для современной фантастики, но с другой – заставляет сожалеть, что блестящая первая половина картины заметно проигрывает второй. Вдобавок, в трейлере проскальзывала тема, что земляне не позволяют инопланетянам покинуть планету, однако столь интересный сюжетный поворот полностью отсутствует в фильме.
В более чем восхитительном экшне Нил во всю использует рейтинг R. Такого уровня насилия в мейнстримовом сай-фае не было со времен «Звездного десанта», но если там основную жестокость выплескивали на мерзких жуках, то здесь режиссер не стесняется разрывать человеческие тела на куски. В этом плане «Район 9» в какой-то степени похож на лучшие фильмы Пола Верховена, который за ульрта-насилием не боялся рассуждать на социальные темы, неизменно закутывая действие в оболочку интересного сюжета.
Этот год как никогда богат на всевозможную фантастику и чертовски приятно, что одним из самых ярких событий стал фильм из ниоткуда неизвестного режиссера. Словно прошлогодний «Кловерфилд», «Район 9» появился внезапно, но заставил всех говорить о себе, будучи не менее ярким роллеркостером, как и картина Мэтта Ривза, но в то же время заставляя зрителей думать над серьезными вещами. Имя Нила Бломкампа, если не взлетело в стратосферу, уж точно прочно закрепилось в сердцах любителей фантастики, с большим интересом заставляя ждать его следующих работ.
Not bad for... a human.