A long time ago in a galaxy
far, far away.....
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Звёздные войны: Эпизод IV - Новая надежда / Star Wars: Episode IV - A New Hope
Страна: США, 1977
Производство: 20th Century Fox, Lucasfilm Ltd.
Слоган: A long time ago in a galaxy far, far away...
Жанр: космоопера, фантастика, приключения
Бюджет: $11,000,000
Продолжительность: 123 мин.
Рейтинг MPAA: PG (sci-fi action violence and brief mild language)
Сюжет: Татуин. Планета-пустыня. Уже постаревший рыцарь-Джедай Оби-Ван Кеноби спасает молодого Люка Скайуокера, когда тот пытается отыскать пропавшего дроида. С этого момента Люк осознает свое истинное назначение: он один из рыцарей-Джедаев. В то время как гражданская война охватила галактику, а войска повстанцев ведут бои против сил злого Императора, к Люку и Оби Вану присоединяется отчаянный пилот-наемник Хан Соло, и в сопровождении двух дроидов, R2D2 и C-3PO, этот необычный отряд отправляется на поиски предводителя повстанцев — принцессы Леи. Героям предстоит отчаянная схватка с устрашающим Дартом Вейдером — правой рукой Императора и его секретным оружием — «Звездой Смерти».
Автор сценария и режиссёр - Джордж Лукас
Продюсеры: Гэри Куртц, Джордж Лукас
Оператор: Гилберт Тейлор
Композитор: Джон Уильямс
Монтаж: Пол Хирш, Ричард Чу, Марша Лукас
В ролях: Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Алек Гиннесс, Дэвид Проуз, Джеймс Эрл Джонс, Питер Кушинг, Питер Мэйхью, Энтони Дэниелс, Кенни Бейкер
Интересные факты о фильме
В сцене, когда Люк и Хан ведут Чубакку к тюремному корпусу на Звезде Смерти, Люк говорит, что они переводят заключённого из корпуса 1138. Это отсылка к дебютному фильму Джорджа Лукаса, "THX-1138" (1971).
Герои во многом основаны на фильме Акиры Куросавы "Спрятанная крепость" (1958). В частности, прототипами C-3PO и R2-D2 послужили два фермера, помогавшие генералу-самураю (Тоширо Мифуне) вызволить принцессу из вражеской крепости. Оби-Ван Кеноби и Хан Соло были основаны на герое Мифуне, а Люк и Лея - на принцессе. В фильме есть прямая отсылка к фильму Киросавы: имперский офицер говорит "...спрятанная крепость повстанцев...", когда его начинает душить Дарт Вейдер.
Джордж Лукас хотел, чтобы саундтрек к фильму состоял из классических композиций, как в "2001: Космическая одиссея" (1968). Стивен Спилберг познакомил его с Джоном Уильямсом, только что получившим "Оскар" за "Челюсти", и тот убедил Лукаса, что фильму лучше подойдёт оригинальная партитура.
Питер Мэйхью работал санитаром в больнице в Йоркшире, когда его пригласили на роль Чубакки. Мэйхью, ростом 2м 16 см, получил роль меньше, чем за десять секунд: всё, что ему пришлось сделать, это просто встать с дивана.
В первых вариантах сценария приёмные родители Люка были гномами, сам он был девушкой и 60-летним генералом, роботов звали А-2 и С-3, а Хан Соло был огромным зелёным инопланетянином без носа и лёгких.
Персонаж Хана Соло основан на Фрэнсисе Форде Копполе, друге Джорджа Лукаса.
Курт Расселл, Ник Нолте, Кристофер Уокен, Джек Николсон, Аль Пачино, Чеви Чейз, Стив Мартин и Билл Мюррей рассматривались Джорджем Лукасом на роль Хана Соло, однако он в конце концов решил взять на три главные роли абсолютно неизвестных актёров. Харрисон Форд, снимавшийся в предыдущей картине Лукаса "Американские граффити" (1973), читал диалоги вместе с актёрами-новичками, но не претендовал на роль. Во время этих прослушиваний Лукас осознал, что Форд идеально подходит для роли.
По словам Марка Хэмилла, студийные боссы не одобряли то, что Чубакка ходил без одежды и требовали, чтобы он носил шорты.
Джордж Лукас начал писать сценарий в 1974 году.
Первоначально фильм планировали выпустить на Рождество 1976 года.
Фильм вышел 25 мая 1977 года и к ноябрю побил американский и мировой кассовый рекорд "Челюстей", собрав $307 млн. Через пять лет первое место занял "Инопланетянин" Стивена Спилберга ($359 млн), однако весной 1997 года "Звёздные войны" благодаря повторному прокату вновь на короткое время заняли первое место с $461 млн. Через год новый рекорд установил "Титаник" ($601 млн), а еще через 10 лет фильм был оттеснен на третье место "Тёмным рыцарем" ($533 млн).
"20 век Фокс" были единственной студией, давшей фильму зелёный свет с выделенным бюджетом в $8,3 млн, выросшим позже до $11 млн.
В одном из первых вариантов сценария Сила была огромным кристаллом или "галактическим Святым Граалем".
Сценарий Джорджа Лукаса превысил 200 страниц, после чего он решил разбить его на три части и расширить каждую треть.
В первый день съёмок в Тунисе в пустыне впервые за 50 лет пошел сильнейший ливень, а позднее песчаная буря уничтожила несколько декораций. То же самое произошло 22 года спустя на съёмках приквела "Звёздные войны: Эпизод I - Призрачная угроза".
Харрисон Форд нашел диалоги трудными и говорил "Джордж, ты легко можешь написать эту хрень, но ни за что её не скажешь". В конце концов Лукас позволил Форду изменить многие реплики его героя.
Только что созданная Джорджем Лукасом компания спецэффектов "Industrial Light & Magic" большинство времени работала в полном хаосе и потратила половину выделенного бюджета на четыре кадра, позднее забракованные Лукасом. В конце концов, 5 из 8 млн. бюджета были целиком потрачены ILM.
Глава "Фокса" Алан Ладд-мл. был очень встревожен, когда на премьере в Японии зрители встретили финальные титры гробовым молчанием. Позднее ему сказали, что молчание - величайшая честь, какую могут оказать фильму японские зрители.
Первый фильм, собравший $300 млн. в американском прокате.
Грудь Кэрри Фишер была обёрнута изолентой, т.к. её костюмы не позволяли носить нижнее бельё.
У следующих персонажей случается "плохое предчувствие насчёт этого": Оби-Ван (Эпизод I, Эпизод III), Энакин (Эпизод II), Хан (Эпизод IV), Лея (Эпизод V) и C-3PO (Эпизод VI). Эту фразу также произносит Харрисон Форд в "Индиана Джонс и Королевство Хрустального черепа" (2008).
По словам Бена Бёртта, звуки, издаваемые Чубаккой - компиляции звуков, издаваемых львом и медведем. Звуки, которые издаёт R2-D2 - в основном записи младенцев и подражания Бёртта и Джорджа Лукаса детским голосам, пропущенные через электронный синтезатор.
Самый короткий из 6 фильмов саги.
Звук Звёздного Разрушителя - это звук сломанного кондиционера.
Ближе к концу съемок Джордж Лукас был госпитализирован с гипертонией из-за чрезмерных нагрузок.
Дарт Вейдер был первым персонажем, придуманным Лукасом.
Джоди Фостер была вторым выбором Лукаса на роль принцессы Леи.
Поначалу Джордж Лукас хотел, чтобы Орсон Уэллс озвучил Дарта Вейдера, но потом решил, что голос Уэллса будет слишком узнаваемым.
"Тысячелетний сокол" имеет форму гамбургера.
Харрисон Форд намеренно не учил диалог для сцены разговора по интеркому, чтобы слова звучали не заученными и только что пришедшими в голову.
Знаменитое начало с появляющимся на экране текстом - дань уважения фантастическим сериалам 30-х.
Финал с награждением героев - точная копия финальной сцены "Триумфа воли" (1935).
Сцена, когда Люк возвращается на сгоревшую ферму, идентична эпизоду из "Искателей" (1956), в котором ферма сожжена индейцами.
Деннис Лоусон, сыгравший Веджа Антиллеса - дядя Эвана Макгрегора, сыгравшего Оби-Вана Кеноби в новой трилогии.
В первых вариантах сценария R2-D2 говорил по-английски, причем зачастую довольно грубо. Хотя все его реплики были заменены, реакции на них C-3PO были оставлены.
Во время съёмок в пустыне в Тунисе Ливан едва не объявил войну Тунису, обнаружив недалеко от своих границ странную военную технику.
Фраза "Да пребудет с тобой Сила" находится на 8 месте в списке лучших киноцитат Американского института кино. Сам фильм находится на 13 месте в списке лучших фильмов, а партитура Джона Уильямса - на первом месте в списке лучших саундтреков.
Первоначально фильм назывался просто "Звёздные войны". Титр "Эпизод IV - Новая надежда" был добавлен при выпуске фильма в повторный прокат в 1981 году.
Единственный фильм саги, номинировавшийся на Оскар в категории "лучший фильм года".
Джордж Лукас очень мало общался с актёрами на площадке, ограничиваясь обычно командами "быстрее" и "напряженнее". Когда, ближе к концу съемок, у Лукаса на несколько дней пропал голос, актёры подарили ему две таблички с этими командами.
Дэвид Проуз (Дарт Вейдер) и Джеймс Эрл Джонс (голос Вейдера) ни разу не встречались ни во время, ни после съёмок.
Дэвида Проуза на площадке называли Дарт Фермер из-за сильного британского акцента.
Второй фильм, собравший больше $200 млн. в американском прокате. Первыми были "Челюсти" (1975).
Единственный фильм саги, в котором не появляются Йода и Император.
Единственный фильм саги, в котором не играет Имперский марш.
"Вейдер" по-датски означает "отец".
Мнение о фильме
Жил-был молодой режиссёр по имени Джордж Лукас. У него за плечами было два фильма: научная фантастика THX-1138 и лирическая комедия «Американские граффити», номинировавшаяся на 6 Оскаров и признанная одним из лучших фильмов 1973 года. После этого успеха почти все двери для него были открыты, но мечтой его было снять то, что никто ему бы не позволил – космическую сказку-оперу в традициях детских нф-сериалов 30-х типа «Бака Роджерса» и «Флэша Гордона». Во времена мрачных и депрессивных 70-х, когда на экранах царили мрачные антиутопии и антигерой-боевики, такое видение было непопулярно. Однако Лукас почти два года писал сценарий, всё-таки сумел добиться от без пяти минут банкротов из «20 век Фокс» $8 млн. на бюджет, набрал неизвестных актёров, абсолютно не веривших в проект, и основал студию «Industrial Light & Magic» персоналом 30 человек, работавших в заброшенном гараже над созданием революционных для конца 70-х спецэффектов. Такова краткая история создания «Звёздных войн», ставших феноменом мирового масштаба, сломавших все существующие рекорды бокс-офиса и признанных одним из главных фильмов столетия.
В чём же секрет успеха фильма? «Звёздные войны» открыли абсолютно новый мир – нет, новую вселенную, ни коим образом не похожую на нашу с вами, вселенную со своими бесчисленными мирами, своими расами, жителями, своей тысячелетней Историей, столь же богатой, как и наша с вами. Эта вселенная родилась в воображении Джорджа Лукаса и покорила воображение сотен миллионов людей, также как 20 лет назад это сделала вселенная Толкиена. Это было то, чего никто еще не видел, чего никто не мог себе представить, и именно это заставляло людей всех возрастов выстаивать километровые очереди в кинотеатрах всего мира, чтобы в первый, второй, пятый, а может, и десятый раз увидеть, прикоснуться, погрузиться в этот прекрасный мир, который Лукас открыл и показал.
И в этой новой, неизведанной вселенной разворачивается своя история и действуют свои герои. Молодой и отважный сирота Люк Скайуокер. Эгоистичный и жадный до денег капитан Хан Соло, который, однако, не может не вызвать симпатию, особенно в финале. Старый и мудрый мастер-джедай Оби-Ван Кеноби. Героиня – благородная принцесса Лея, нуждающаяся в спасении. И злодей, самый запоминающийся персонаж всей саги – харизматичный и зловещий Дарт Вейдер, забывший, что такое свет и добро, постоянно ходящий в чёрной маске и костюме, под которым продолжает биться человеческое сердце. Это абсолютно классические герои, перенесённые в далёкую-далёкую галактику, и с каждым из них зритель чувствует эмоциональную связь с самого начала. История тоже вполне традиционна, без всяких неожиданных ходов – юноша-сирота с фермы, в жизни не помышлявший о подвигах, становится героем и осознаёт своё предназначение. Согласитесь, мало оригинального.
Однако «Звёздные войны» - не из тех фильмов, в которых требуется сверхоригинальный сюжет. «Новая надежда» вообще, пожалуй, единственный фильм саги, в котором такие элементы, как режиссура, сценарий или актёрская игра играют совсем небольшое значение. То, что важно – степень погружения в этот несуществующий, но такой близкий мир, в эту историю с её героями и злодеями, приключениями и опасностями, победами и поражениями. Пусть в реальности в космосе нет звуков, не существует световых мечей, космических кораблей в форме эллипсоида и гигантских станций, способных уничтожить планету. Но в мире Джорджа Лукаса всё это возможно, и мы верим в этот мир, любим его и с искренним удовольствием снова в него погружаемся, забывая суровую реальность, переживая за любимых героев и наслаждаясь плодами лукасовского воображения. Наверное, это и есть магия кино.