Искатели утраченного ковчега / Raiders of the Lost Ark
Страна: США, 1981
Производство: Lucasfilm Ltd., Paramount Pictures
Слоган: Indiana Jones - the new hero from the creators of JAWS and STAR WARS
Жанр: приключения
Бюджет: $18,000,000
Продолжительность: 115 минут
Рейтинг MPAA: PG
Сюжет: Известный археолог и специалист по оккультным наукам доктор Джонс получает опасное задание от правительства США. Он должен отправиться на поиски уникальной реликвии — священного Ковчега. Но Индиана и не подозревает, что аналогичный приказ уже получили тайные агенты Адольфа Гитлера…
Режиссёр - Стивен Спилберг
Автор сценария: Лоуренс Каздан
Продюсеры: Фрэнк Маршалл, Роберт Уоттс, Джордж Лукас, Говард Казанджан
Оператор: Дуглас Слокомбе
Композитор: Джон Уильямс
Монтаж: Майкл Кан
В ролях: Харрисон Форд, Карен Аллен, Пол Фриман, Рональд Лэйси, Джон Рис-Дэвис, Денхолм Эллиот, Альфред Молина
Интересные факты о фильме
Идея фильма созрела у Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга во время отпуска на Гавайах. Как-то они строили на пляже замок из песка и вдруг решили сделать приключенческий фильм на основе телесериалов 40-х годов. В итоге они начали работать над сценарием вместе с Лоуренсом Кэсданом.
Идея поиска потерянного ковчега принадлежала Филипу Кауфману, который в 70-х годах придумал сюжет вместе с Джорджем Лукасом. Тогда планировалось, что режиссером будущей картины станет Кауфман.
На роль Индианы Джонса был первоначально выбран Том Селлек, но тот был связан с телесериалом «Магнум», в одном из эпизодов которого впоследствии был спародирован герой Харрисона Форда. По иронии судьбы съемки «Магнума» начались после того, как Спилберг завершил работу над фильмом.
Любопытно, что для Стивена Спилберга Том Селлек был кандидатом № 2, поскольку режиссер с самого начала хотел взять на роль Индианы Харрисона Форда. Против этого возражал продюсер фильма Джордж Лукас, у которого Форд ранее снялся в картинах «Американские граффити» (1973) и «Звездные войны» (1977).
Ник Нолте, Стив Мартин, Чеви Чейз и Джек Николсон отказались от роли Индианы Джонса.
На роль Мэрион пробовалась Шон Янг. Также рассматривались кандидатуры Эми Ирвинг и Дебры Уингер.
Спилберг хотел, чтобы Саллаха сыграл Дэнни ДеВито, но тот не смог сниматься, поскольку был занят в то время в телесериале «Такси».
В своей книге «Кински без купюр» Клаус Кински пишет, что Спилберг предложил ему роль в этом фильме, но он отказался, так как ему не понравился сценарий.
Прежде чем взять на роль доктора Рене Беллока Пола Фримана, Спилберг рассматривал кандидатуры Джанкарло Джаннини и Жака Дютронка.
Сцена, в которой Индиана Джонс хочет взорвать ковчег, выстрелив из базуки, снималась в Тунисе, в том же каньоне, где проходили съемки «Звездных войн» (1977).
В процессе подготовки к съемкам сцены в Колодце душ создатели ленты скупили всех змей, продававшихся в зоомагазинах Лондона и Южной Англии. Тем не менее Спилбергу все равно не хватало змей, и поэтому пришлось сделать из шлангов их имитацию. Если внимательно вглядеться, то можно увидеть, какие змеи настоящие, а какие — подделка.
В сцене падения в Колодец Душ Харрисон Форд упал прямо перед изогнутой и очень опасной коброй, от которой его разделяло только тонкое стекло. Встревоженная змея на самом деле прыснула на стекло ядом.
Чтобы добиться звука тысячи змей, скользящих между собой, звуковой дизайнер Бен Бёртт тёр пальцами по стенкам кастрюли с сыром. Этот звук затем скомбинировали со звуком, получившимся после натирания влажных губок о каучуковый слой на скейтборде.
В сценарии главного героя зовут Индиана Смит. Фамилию Джонс он получил в первый день съемок.
Знаменитая шляпа Индианы Джонса была куплена создателями в шляпном магазине Герберта Джонсона в Савилль Роу, Лондон. Чтобы хорошо "состарить" шляпу, дизайнер по костюмам Дебора Надалман сначала долго мяла ее руками, затем они с Харрисоном Фордом по очереди посидели на ней, и в результате она выглядела как "очень поношенная и любимая шляпа".
Этот фильм - дебют Альфреда Молины ("Человек-паук 2", "Код Да Винчи"). В его самой первой сцене он был покрыт пауками, а Индиана смахивал их с него кнутом.
Во время съемок в Тунисе переболели практически все актеры и члены съемочной группы, за исключением Стивена Спилберга, который в отличии от других питался только тем, что захватил с собой (в основном это были консервированные спагетти).
Среди иероглифов, высеченных на стенах Колодца душ, можно заметить имена двух роботов из «Звездных войн»: R2-D2 и C-3PO.
Регистрационный номер самолета Джока — ОВ-СРО. В этих обозначениях использованы имена персонажей «Звездных войн»: Оби-Вана и C-3PO.
В картине есть отсылка к первому фильму Спилберга «Дуэль» (1971). В сцене, где Индиана смотрит в зеркало заднего вида на едущий сзади нацистский грузовик, кажется, что в нем нет водителя.
Эпизод, в котором обезьянка поднимает лапку и на своем языке произносит «Хайль Гитлер», была придумана Джорджем Лукасом.
Сцена в Каире, где Индиана стреляет из револьвера в размахивающего саблей араба, задумывалась вначале как сложнопостановочный поединок, в котором Джонс, используя в качестве оружия хлыст, должен был сражаться с человеком, готовым нанести ему удар саблей. Харрисон Форд, страдавший в то время от дизентерии после трех месяцев съемок в Тунисе, был не в состоянии еще три дня сниматься в этом эпизоде, требующем больших физических усилий. Поэтому он и предложил более короткий и простой вариант. В некоторых источниках утверждается, что это была идея Спилберга.
В списке 100 лучших американских фильмов XX века, составленном Американским киноинститутом, эта лента заняла 60-е место.
Все каскадёры были больны в день, когда снималась сцена с Индианой, ударом по голове "вырубающим" пилота самолёта, и роль пилота согласился сыграть продюсер Фрэнк Маршалл. К несчастью для него, съемки этой сцены заняли три дня, и ему порой приходилось подолгу сидеть запертым в кабине самолёта, где температура поднималась за 40 градусов.
В сцене, где Индиана убегает от гигантского камня, Харрисон Форд работал без дублера. Шар был сделан из стеклопластика и весил около центнера.
Съемки погони на грузовиках заняли восемь недель.
Многие сорняки в Колодце Душ были привезены прямо со съемок "Звездных войн: Эпизод V - Империя наносит ответный удар" (1980).
Фраза Индианы "Это не годы, дорогая, это испытания" является импровизацией Харрисона Форда.
То, что Индиана Джонс ни при каких обстоятельствах не теряет своей шляпы - дань уважения приключенческим сериалам и би-муви 1940-х.
Финальный кадр с камерой, постепенно отдаляющейся от ящика с Ковчегом - дань уважения одному из финальных кадров "Гражданина Кейна" (1941).
Стивен Спилберг говорит, что изначально фильму был присвоен рейтинг R - это было вызвано кадром с взрывающейся головой Беллока. Когда создатели добавили вспышки пламени перед его лицом, рейтинг был изменен на PG. Рейтинга PG-13 еще не существовало.
Несмотря на то, что с проектом были связаны Стивен Спилберг и Джордж Лукас, только на студии Paramount фильму дали зелёный свет.
Нацистская субмарина - та же субмарина, на которой проходили съемки "Дас Бут" (1981).
Джон Уильямс изначально написал две главных музыкальных темы для фильма. Он сыграл их для Стивена Спилберга, и тому настолько понравились обе, что он не смог выбрать лучшую и посоветовал Уильямсу скомбинировать их в одну. Результатом стал знаменитый "Марш искателей", одна из самых известных и узнаваемых музыкальных тем в истории кино.
Мнение о фильме
С чего начался «Индиана Джонс»? В конце 1970-х молодые амбициозные друзья-режиссёры Стивен Спилберг и Джордж Лукас отдыхали с семьями на Гавайях. Первый уже два года как был известен всему миру благодаря «Челюстям», второй сбежал на острова от того, что, как он думал, окажется позором и провалом – «Звёздных войн», как раз в это время выходивших в американский прокат. И когда эти двое сидели и строили замок из песка, Лукас поделился со Спилбергом идеей снять приключенческое кино в стилистике 1940-х с главным героем типа Джеймса Бонда. Спилберг согласился. И так же, как Лукас и подумать не мог, что «Звёздные войны» окажутся суперуспехом и культурным феноменом, Спилберг вряд ли предполагал, что снимет один из лучших приключенческих фильмов в истории кино.
Безусловно, во многом этот статус обеспечил фильму Харрисон Форд. Несмотря на то, что он уже всем был известен как Хан Соло, именно здесь Форд получил оперативный простор и создал одного из самых узнаваемых и любимых героев в истории кино. Неунывающий искатель приключений с кнутом и шляпой, мальчишеским задором и умением находчиво и с юмором выбираться из любых ситуаций – это ли не идеальный герой тысяч мальчишек? Ко всему прочему, это был не неуязвимый Джеймс Бонд, легко побеждавший злодеев и заманивающий любую женщину к себе в постель. Инди был человеком, которому давала пощёчину давняя подружка, который до смерти боялся змей, в которого стреляли и попадали бэдгаи. Этот парень был живым, настоящим человеком, связь с которым зритель чувствовал с первой минуты просмотра.
А еще здесь есть отличный злодей-француз, альтер-эго Инди в исполнении Пола Фримана, замечательный фон в виде Джона Рис-Дэвиса и Денхолма Эллиота, и шикарная Карен Аллен в роли вздорной девушки, которая много пьёт, но почему-то никогда не пьянеет, бегает за потрёпанным Инди в роскошном белом платье и вообще всю дорогу скорее мешает нашему герою, чем помогает ему, но зритель не может ее не полюбить всем сердцем. В наличии и отличный сценарий Лоуренса Каздана, полный загадок, шикарного юмора и очень неглупых для фильма этого жанра диалогов.
И ещё одним козырем фильма стал его экшн. С первой же сцены и до самого финала наш герой будет попадать из одной передряги в другую, ни на минуту не давая заскучать ни себе, ни зрителям. Экшн-сцены «Искателей утраченного ковчега» и через 28 лет дадут прикурить огромному количеству себе подобных, целиком сделанных на компьютере. Полное отсутствие трясущейся камеры, прекрасная работа каскадёров и идеально ложащаяся на картинку музыка Джона Уильямса – и готов отличный адреналиновый экшн-сиквенс, который не постареет и за сто лет. Такие эпизоды в «Искателях» составляют процентов 80 всего фильма, что и превращает его в великолепный захватывающий аттракцион, лишь пару раз позволяющий зрителю передохнуть, чтобы потом понестись ещё быстрее.
Прекрасное начало трилогии.