Идущий » 23 фев 2010, 10:19
Воображариум доктора Парнаса VS Реальность Терри Гиллиама
Гиллиам хорош и одновременно плох тем, что, чего бы вы от него не ждали, вы все равно этого не получите. Попадание одно на миллион и, скорее всего, является случайным. При том нередко возникает ощущение, что он и хотел бы снять что-то конъюнктурное и массовое, но никак: стоит мастеру взяться за очередной фильм, как на экран выпрыгивают все его самые неимоверные глюки и занимают львиную долю экранного времени и зрительского внимания. Спор о вкусах здесь будет похож на спор о том, что лучше: мокрая вода или прозрачная, поскольку Гиллиам многогранен, непредсказуем и неподсуден, как явление природы. А потому остается уповать, что очередной эксперимент попадет в цель в одном конкретном случае: лично с тобой.
И лично со мной «Вображариум» попал в самую точку: фильм не дал мне отвлечься ни на минуту. Гиллиам угадал с актерами и персонажами: Кристофер Пламмер потусторонен, Том Уэйтс харизматичен, Лили Коул убедительна, а местами очаровательна, Хит Леджер обаятелен и почти велик, а Депп, Лоу и особенно Фаррелл – на своих местах, так словно Леджер зачем-то позволил своему герою обрести именно эти лица именно в этих эпизодах. Ну а Верн Тройер – это Верн Тройер. Далее, Гиллиаму удалось не заиграться в цветные картинки, он угадал стилистику до мелочей: воображаемый мир начинается именно там, где закончился реальный, а иногда реальный вплетается в воображаемый так, что начинаешь подозревать, что это воображаемое отсутствие границ – и есть самый главный обман. Но главное, что получилось у Гиллиама – это история без натужной морали про «добро» и «зло», а сам присутствующий в кадре «нравственный выбор» на поверку оказывается фальшивым: какая разница, что ты выбираешь, если твой выбор – лишь иллюзорный шаг к альтернативам, предложенным эгоистичным доктором и добродушным азартным дьяволом в рамках пари. В этом смысле главными антогонистами оказываются не эти двое заигравшихся в людские страсти «геймеров», а Валентина и Тони, противопоставившие реальный и воображаемый миры. В целом, фильм о «Воображариуме» многолик и нелогичен, почти как окружающая нас реальность. Гиллиам позволяет себе и своим героям то противоречить самим себе, то отстаивать свои мечты с упорством ослов. И это тоже так похоже на жизнь.
Самое приятное, что Гиллиам не дает односложных ответов, потому что сам их не знает, и не делает вид, что знает, как любят делать многие из его братии. Он просто выплескивает на экран то, что его волнует и что для него важно, и наверняка надеется, что кому-то это тоже окажется близко. Надежда слабая, поскольку такая форма самовыражения мало у кого найдет понимание, разве что случайно. Но Гиллиаму удалось главное: сделать кино, а не картинки из воображариума. За что ему и спасибо.
/Идущий/
Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе