Kachand » 15 ноя 2009, 21:01
Что бы там ни говорили про голливудские блокбастеры последних лет, которые не показывают нам ничего нового, помимо все более масштабных компьютерных зрелищ, именно на такое кино стоит идти в лучший кинотеатр города с самым большим экраном и оглушающим звуком. В 2009 году этому жанру не везет - сплошные разочарования, особенно в летний, самый, казалось бы, урожайный сезон. Терминаторы и Трансформеры - очень эффектные, зрелищные аттракционы, которые здорово страдают, как сейчас принято говорить, от многочисленных дыр в сюжете и отсутствии оригинальности. Зрителя можно понять - двухчасовых спецэффектов и "звезд" уже недостаточно, а с другой стороны - это ведь развлекательное кино. Нужны драмы или остроумный юмор, тогда не по адресу. Зато если хотите насладиться, возможно, самым красивым Концом света стоимостью в 260 млн.$ (!), "2012" - лучшее зрелище, по крайней мере, в этом году.
Роланд Эммерих - гений своего дела. Если нужно разнести не отдельный город или десятки автомобилей, а всю планету Земля, более подходящего режиссера для такой работы не найдете. Уж "День независимости" и "Послезавтра" знают все уважающие себя кино-поклонники, и новый проект режиссера уже просто не получается назвать экспериментом. На этот раз человечеству угрожают не НЛО размером с город или смертельный холод, а вся целиком планета Земля. И не стоит искать первопричину в таком сценарии - просто в один прекрасный момент наше любимое солнце стрельнуло по планете особой порцией каких-то там частиц, в результате чего взбесилось само земное ядро, и Земля решила буквально вывернуться наизнанку. Зачем размышлять, почему это произошло, и почему именно в 2012. Мы ведь смотрим самый дорогой фильм-катастрофу, даже по меркам всемогущего Голливуда.
Лично я не ожидал от фильма ничего сверхъестественного, и поэтому остался доволен тем, что показали. Самое главное в "2012" - чрезвычайно красивый и масштабный природный апокалипсис, ради чего и делается такое кино. Не для того, чтобы отличные актеры драматизировали каждые 15 минут, и даже не для того, чтобы увидеть мы стали свидетелями очередных порций проявления героизма соответственно. Поверьте, такого взрыва вулкана, как здесь, и подобного разрушения Калифорнии вы ни увидите нигде. Таких красивых волн, как в "2012", не рисовали на компьютере никогда. И вновь непременное крушение Белого дома и полеты на самолетах от взрывной волны. Когда-то "День независимости" поразил миллионы зрителей подобными трюками, но на фоне их сегодняшнего переосмысления это ничто. Режиссер решил сотворить самый дорогой и беспрецедентный 1,5-часовой аттракцион, объединив в фильме весь свой предыдущий опыт.
Это, определенно, удалось. Спецэффектов, взрывов, всевозможных разрушений зданий, десятков машин, самолетов, кораблей, вообще всего здесь столько, что к середине фильма все это воспринимается чуть ли не как обязательный задний план, на фоне которого Джон Кьюсак, Аманда Пит, Чевител Эджиофор, Тэнди Ньютон, Дэнни Гловер, Оливер Платт и многие другие вновь напоминают нам о героизме, семейных ценностях и самом смысле попыток спасти цивилизацию. Многих очень напрягает подобная американская пропаганда, типичная для фильмов-катастроф с такими затратами. Создатели будто бы претендуют на то, чтобы не дай бог люди не посчитали подобное кино простой демонстрацией их фантазии при помощи новейших технологий. Президент вновь призывает к объединению наций, ученый говорит научными штампами, семья все никак не может наладить отношения с детьми, а политики готовы жертвовать миллиардами ради спасения нескольких тысяч тех, у кого кошельки полнее.
Так оно и есть - "2012" не избавился от подобного голливудского синдрома, но все стало чуть взрослее. Ситуацию исправляет, в первую очередь, удачный юмор, пусть даже местами и отдает легкой чернухой. Тут и безумный "проповедник" в исполнении Вуди Харельсона, и бабушки за рулем, совершенно не замечающие тотального разрушения Калифорнии, и русский олигарх Юрий со своим "Хорошо есть хорошо" и т д и т п. То есть видно, что старались по максимуму сгладить непременный пафос, вроде нереально отважного и справедливого Дэнни Гловера, и откровенного бреда с незакрывающимся шлюзом в самом финале. Кроме того, всевозможные переживания главных героев тут не всегда уместны, учитывая, сколько людей погибает чуть ли не в каждом втором кадре. А героизм персонажа Кьюсака под конец начинает слегка раздражать - сцены с запуском шестерней напомнили самые глупые "героические" блокбастеры и фильмы-катастрофы.
Мне все это напомнило ситуацию со вторыми "Трансформерами": очень красиво и в каком-то смысле уникально, но если бы убрали 30 минут совершенно неуместных в таком жанре слез и типично американского героизма, ни к чему придираться тут даже не захотелось бы. Возможно, увидели бы образец развлекательного фильма-катастрофы, то есть максимально возможный уровень экранного Апокалипсиса. Чуть меньше драмы, и побольше надежды, которую все-таки удается разглядеть, пусть ее постоянно и прикрывают шутками да периодическим высмеиванием стереотипов. Чего только стоят русские (с самолетом и "голосовым Бэнтли" особенно хорошо) - по сравнению с предыдущими подобными проектами прогресс налицо. Поэтому, если хочется увидеть самые красивые спасения от взбесившейся изнутри Земли на всевозможных видах транспорта и насладиться лучшими спецэффектами настоящего времени, "2012" - лучшее, что сейчас можно предложить.
На мой взгляд - самый масштабный фильм-катастрофа на данный момент, самый красивый Конец Света, и самая дорогая постановка режиссера Эммериха, все вместе это порождает незабываемое зрелище!
Для каждого всегда найдется свое кино, миллиард зрителей - миллиард мнений, иначе было бы очень скучно)