Вышедшей 2,5 года назад первой части "Хроник Нарнии" выпало по сей день остаться единственным детским фэнтези, сумевшим дать ответ "Гарри Поттеру". Да, там были огрехи и недочеты, но куда больше там было достоинств - отличная игра детей, колоритные и симпатичные волшебные и не только существа, в меру продуманный сценарий, отличная сказочная атмосфера, впечатляющие грим и спецэффекты, и разумеется, сама Нарния - вторая роль Новой Зеландии. И у сиквела были все шансы, чтобы приквел превзойти - вновь Эндрю Адамсон у руля, отличные ролики, внушающая книжная основа и т.д. К сожалению, далеко не все шансы были использованы создателями.
Главным плюсом фильма, также как и его предшественника, остались пейзажи. За те три года, что мы ждали фильм, Нарния стала еще красивее, чем была, и еще сильнее захватывает дух при виде ее красот, сопровождающихся великолепным саундтреком Гарри Грегсона-Уильямса. Эндрю Адамсон по этой части почти приблизился к уровню Питера Джексона, а это многого стоит.
Что же до сказочных существ, то на место мистера Тумнуса, бобров и лиса на сей раз вполне успешно заступили гномы Никабрик и Трампкин и мыши с мечами (привет Коту в сапогах) под предводительством Рипичипа. Заступили, как уже было сказано, с успехом - компьютерные существа получились характерные, запоминающиеся и являющиеся изрядным источником юмора.
Ну, и битвы в количестве двух штук получились - отличные. Куда больше мне лично понравился неудачный штурм замка Мираза - отлично снятые драки, классные спецэффекты, напряжение и драма. Отлично, лучшая сцена фильма. Что же до второй, финальной битвы, то она хоть и хуже, но снята тоже весьма достойно и выглядит зрелищно. Вполне на уровне финальной же битвы первой части.
На этом действительно сильные стороны фильма заканчиваются, и начинаются недочеты и даже недостатки, главнейшим из которых, увы, является сценарий фильма. Нет, начинается фильм отлично, но к финалу сценарные дыры становятся больше и больше. Например, бредовая сцена кончины Мираза, не менее бредовый поцелуй Сьюзан и Каспиана (ну, спас он ее от тельмаринов, и? Неужели нельзя было в течение фильма побольше внимания этому уделить?), нисколько несмешной эпизод с Асланом и хвостом Рипичипа, не получивший должного развития конфликт Питера и Каспиана. Все это не губит сценарий лишь благодаря наличию многих отличнейших моментов - неудавшееся возвращение к жизни Белой Колдуньи, нахождение детьми разрушенного Кэр-Параваля (хотя и здесь есть нарушение логики - если замок был взят штурмом, почему штурмовавшие ничего не забрали?), уже упоминавшееся неудачное взятие замка Мираза. В итоге, сценарий оказался значительно слабже, чем в приквеле.
Еще одной слабой стороной стала актерская игра. Главная четверка детей стала играть явно хуже (на прежнем уровне только Джорджи Хенли - Люси и Скандар Кейнс - Эдмунд), новичок Бен Барнс был в большей части фильма вполне себе мебелью, а Серджио Кастеллито с бородой а-ля царь Леонид не слишком удачно изобразил главзлодея, совершенно проиграв Тильде Суинтон.
Многим пришлось очень по душе то, что фильм стал мрачнее. Мол, теперь у нас все серьезно, детские сказочки кончились. Но почему-то у меня эта мрачность восторга не вызвала - ничего особенного, положительных эмоций это не добавляет. Ну мрачно и мрачно, да только в прошлый заход всё было лучше без всякой мрачности.
В итоге "Принц Каспиан" оказался фильмом идеальным с визуальной стороны, но испытывающим серьезные проблемы в области персонажей и сюжета. В целом же впечатление - положительное, но натянутое, в отличие от ЛКиВШ.
Что ж, Эндрю Адамсон своё честно отработал, настал черед Майкла Эптида. Посмотрим, как он справится с "Путешествием Утреннего путника", выходящим через два года, и выиграет ли триквел от отсутствия двух из четырех детей, или наоборот. Поживём-увидим.