Идущий » 24 сен 2007, 18:31
12: 11 разгневанных мужчин и 1 Никита Михалков
Что ж, Никита Михалков – это не тот режиссер, который оставит зрителя равнодушным. Прежде всего, стоит напомнить, что в основу фильма положена идея классической американской картины Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин». Здесь все, что нужно для психологической драмы: дело об убийстве, 12 присяжных в одной комнате, 11 за «виновен», 1 против. Фабула ясна, наполнение тоже: страсти, споры, психологические эксперименты и все такое прочее. Другими словами, изначально интересная идея, готовая дать блестящую картину, если ей умело распорядиться. Следующим пунктом можно отметить и премию Венецианского фестиваля с интересной формулировкой "за способность с великим гуманизмом и пониманием исследовать бытие во всей его сложности". То есть, безусловно, стоило ждать хорошего, интересного кино. Но то, что наш мэтр сделает такое…
Первое и самое главное: это не продукт, а кино. Настоящее кино. Проскальзывающее, пролетающее, как фанера над Парижем, оно в последние годы так же пролетает над валом «продукта», где-то качественного, в массе – некачественного, но остающееся продуктом, тем, что продают, чтобы получить прибыль. И среди всего этого продукта (который мы, безусловно, тоже любим и покупаем, примерно, как хлеб с маслом) иногда вдруг вспышкой перед глазами пролетают какие-нибудь нежданные-негаданные «Гадкие Лебеди». Или «Остров». Или «12». Пролетают, чтобы напомнить: смотрите все, но не забывайте, что есть кино и Кино. И друг без друга они не могут. Есть адреналин, саспенс и восхищение спецэффектами. А есть Душа, Интеллект и Внутренний рост. И пока они идут рука об руку, можно говорить о том, что мы получаем комплекс художественных витаминов, но если одно перевешивает другое, да еще не самого высокого качества, то Душа будет требовать…
Все было. И страсти, и личные трагедии, и душераздирающие монологи, и ужасные признания. Были харизматичные, яркие персонажи. Был неожиданный и жесткий финал. Но, прежде всего, была настоящая сильная психологическая драма, в которой за короткий промежуток времени с максимальной глубиной и на грани срыва рассматриваются самые главные вопросы. Вопросы важные для нас, нашего общества и нашей страны. Михалков как всегда сумел зацепить за живое, вытянуть то самое, для чего все это вообще нужно. Ведь если создавать произведение искусства, то так. Бескомпромиссно. Честно. Целостно.
Да ладно, сказали мне, Михалков просто занимается самолюбованием. Этакий «спаситель-избавитель» Руси-матушки. Что ж, спорить не буду. Все его роли последних лет, как то Царь-батющка Александр III, или генерал из «Статского Советника», или молчаливый присяжный «дядя Николай» - все они претендуют на эту роль. Так пусть же претендуют! Пускай он играет кого угодно, лишь бы делал то кино, которое не забывается на следующий день, которое заставляет переживать и проигрывать все снова и снова, которое заставляет искать в душе ответы. Только тогда есть смысл существования этого искусства, которое из всех для нас является важнейшим.
Так и тянет пожелать нашему кино идти в этом направлении, раз уж жанровое развивается такими темпами. Но жанровое кино показало, что количество не сразу переходит в качество. А потому не будем торопиться, а наберемся терпения. Есть «12», значит, все еще впереди. Однажды качество обретет и количество.
Я это видел. Чего и вам желаю.
Идущий
Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе