frontman » 11 фев 2007, 00:14
Режиссер Константин Лопушанский:
«Взрослым быть не хочется, потому что мир омерзителен»
Режиссер фильма, ученик Тарковского, призер более двух десятков кинофестивалей обратился к культовому произведению шестидесятых неспроста. Перед премьерой картины Константин ЛОПУШАНСКИЙ рассказал «Новым Известиям», почему, на его взгляд, книга и фильм актуальны и сегодня.
– Константин, почему вы взялись за экранизацию Стругацких, которые написали «Гадких лебедей» много лет назад?
– Потому что книга актуальна сейчас как никогда. Потому что это произведение – летопись состояния мира сегодня. Летопись наших душ, проблем, чрезвычайно важных, всего того, что связанно с нашими детьми и, возможно, с не самым лучшим будущим, которое не от нас зависит. Поэтому все обострено. У героев моей ленты, одаренных детей, учеников интерната, живущих в городе-призраке, уровень интеллекта, мягко говоря, выше нашего, и это делает их опасными в наших глазах. Человечество на протяжении всей истории очень жестко и бездарно поступало с людьми, которые пытались поднять его на новый уровень духа. Тот, кто пророчествовал, всегда встречал сопротивление. И в данном случае дети окажутся этими новыми жертвами непонимания. Поэтому дети в моем фильме говорят устами религиозных философов: «…с улыбкой бытия встречаемся с пепельными тенями». «Гадкие лебеди» – эта повесть культовая, она передавалась из одной кухни на другую, ею зачитывались. Она ходила почти двадцать лет в перепечатке, как подпольная литература. Так что это произведение особое. Но было и другое. Были подлинно глубокий философский смысл, подтекст, который мы сегодня вытащили и усилили по мере сил, как считали нужным.
– Во время просмотра фильма на кинофестивале в Выборге лента почему-то сильнее потрясла юных зрителей…
– Я понял, в чем там дело, что так затрагивает юного зрителя на этой картине. Все, наверное, в переходном возрасте переживают эту страшную «ломку», когда ребенок растет с прекрасными идеалами, с заложенной очень высокой планкой того, как должно быть в мире, в жизни, вокруг. Приходит время, жизнь вносит свои коррективы, и мудрые взрослые говорят: «Это жизнь». «Будь как все, будь взрослым». И этим взрослым быть не хочется, потому что мир омерзителен. И вот эту проблему нельзя было потерять, ради нее можно было снять фильм. Она правдивая, она трепетная. Вот этот циничный взрослый реализм, он подрезает детям крылья. Все дети проходят через это, в большей или меньшей степени. Когда чистота восприятия мира разбивается о как бы «правду» жизни. Эта проблема очень значительна для каждой детской души, она так трогает их, и она в картине четко обозначена. В принципе, финал картины про это. Мне кажется, что эти желания в человеке – быть умнее и лучше – они неистребимы. И никто никогда их не задавит, и всегда детская рука протрет эту грязь, и остановить ее будет невозможно.
– Как вы полагаете, тот интеллект, который дан этим детям в будущем человечества, он для них спасение? Или в некотором роде это проклятие?
– Как и любой дар, он может оказаться спасением для человечества и проклятием для того, кто его приносит в мир. Потому что человечество всегда так поступало со всеми пророками, очень жестоко. Но все-таки все подлинно гениальное, оно выходило за рамки того, как живет мир, выходило в плане более требовательной реалистической программы, нравственной программы, и тем самым вступало в противоречие с ежедневными формами существования.
– Если логически закончить ваше высказывание, то подлинный гений отличаются детскостью.
– Но это правда!!! Подлинный гений отличается детскостью, это известная формула.
– Так значит, идеальное человечество – это общество детей?
– Напомню для тех, кто не читал Евангелие: «Будьте как дети». Выше этой этической программы трудно что-либо представить. Формула проста, ясна, элементарна, всем нам знакома, но почему-то не исполнима. Что же с нами такое происходит с годами, что она становится не исполнима? А может, все наши проблемы в этом? Это тоже одна из тем фильма.