Идущий » 24 янв 2011, 16:47
Сатисфакция: О чем говорят мужчины
Провинциальный олигарх узнает, что его помощник спит с его женой. И вместо того, чтобы утопить его в озере с тазиком бетона на ногах, привозит в ресторан и предлагает алкогольную дуэль: кто дольше продержится. Они пьют и треплются, а девушка на кухне все смотрит и смотрит в калейдоскоп. Нет, на этот фильм я пошел бы вряд ли, если бы не три обстоятельства.
Во-первых, с веселым недоверием отношусь к Евгению Гришковцу и его затеям. В каком восторге я был от его моноспектакля «Как я съел собаку», в таком же недоумении от его телепередачи «Настроение». Мне не очень понравился его музыкальный альбом, но очень понравился клип на песню «Настроение поднимается». И уж, конечно, кино Гришковца я пропустить никак не мог.
Во-вторых, не раз приходилось слышать, как данное творение сравнивают с очень полюбившимся мне в этом году фильмом «О чем говорят мужчины». И мне, безусловно, нужно было проверить, насколько это сравнение правомерно.
В-третьих, не последним обстоятельством стало то, что фильм снят в Иркутске, городе, где мне довелось жить несколько лет и где я по прежнему живу в настоящий момент.
Впрочем, Иркутск тут оказался совсем ни при чем, поскольку он действующим лицом тут вовсе не является, сия натура, судя по всему, была выбрана потому, что режиссер Анна Матисон – родом из Иркутска, а в режиссуру и Москву попала именно благодаря тому самому «Настроению», но не тому, что шло по СТС, а тому, которое поднялось. Сколько в фильме собственно Анны Матисон, судить трудно, так же как нельзя сказать, сколько в фильмах «Квартета И» осталось от режиссеров этих фильмов, заявленных в титрах. И в этом смысле сравнение совершенно правомерно, поскольку фильм «Сатисфакция» – это самый что ни есть Гришковец из целлюлоида, все в нем пронизано Гришковцом, им начинается и заканчивается. Его харизма и текст – это все, на чем держится фильм. В титрах Матисон тоже числится в авторах сценария, но тогда все, что она написала, было настолько в канве Гришковца, что органически вплелось в его текст. Собственно, «Сатисфакция» и есть прежде всего текст, пусть и замечательно сыгранный, и не только Гришковцом, но и составившим ему прекрасный дуэт Денисом Бургазлиевым. Это текст без сюжета или драмы в привычном смысле, ибо перед нами лишь кусок обыденной жизни, вырванной страницы, пьяного трепа о жизни и женщинах.
На этом сходство с «Мужчинами» и заканчивается. Ибо если «Мужчины» – это, прежде всего, веселая сатира на ежедневные банальности нашей жизни и немножко провокация, чтобы представители полов повозмущались: одни, мол, нет, мы такого никогда не говорим, а другие, ну что это за мужчины такие пошли, да таких мужчин за нунчаки и музей. А, в конце-концов, все таки до ужаса позитивная сатира и совсем ни к чему не обязывающая шалопайская провокация. Здесь же, на маленьком пятачке банкетного зала ресторана «Маяк» и на балконе с видом на Байкал разыгрывается маленькая трагедия, начинающаяся с нелепого списка с темами для беседы о «мороженом и ответственности» и заканчивающаяся откровениями об одиночестве и любви. Два представителя разных поколений то пытаются спорить об одном и том же, но на разных языках, то неожиданно приходят к чему-то общему, но в конце-концов каждый из них все больше и больше оголяет самое страшное и непроизносимое – каждый из них бесконечно одинок и несчастен. И каждый прячет эти два ужасных чувства как может: за спасенными собачками и ощущением собственной безграничной власти или за заграничным образованием и бесконечным карьерным ростом, но выйти из замкнутого круга не может и не умеет.
Гришковец как всегда многословен и одновременно бессловесен. Он как всегда говорит банальности и ничего нового не открывает, но ему снова удается поймать зрителя на крючок и заставить проникнуться своим настроением – светлой грустью о том, что мы – это нечто, что уже произошло, и нельзя все исправить простым прокручиванием назад, как нельзя сложить одну и ту же картинку в калейдоскопе дважды.
Остается только чуть-чуть посетовать, что этот год в российском кино снова будет ознаменован этаким «не-кино», ибо от кино тут только целлюлоид, и много порадоваться, что стало больше еще одной достойной работой, хотя бы в этом странном жанре. А еще остается пересмотреть фильм снова, что мне уже хочется сделать, чего и вам желаю.
/Идущий/
Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе