Мари » 20 мар 2005, 12:25
Вот уж никогда бы про себя не подумала, что по прочтении всего – навсего одной рецензии побегу искать фильм на DVD. Побежала, вот именно. Признаюсь, не поклонница я криминального жанра. И «Бригаду» Алексея Сидорова не смотрела /не закидывайте меня тапками!/ Но Роман своим анализом «Боя с тенью» убедил – таки кино смотреть. Итак:
Во – первых. Название.
У фильма, на мой взгляд, весьма удачное название. Потому как дает оно волю фантазии. Здесь каждый найдет для себя его объяснение. Для меня – это поединок ученика и наставника, точнее их судеб. В нем драматическое столкновение пульсирующей молодости /боец/ с жаждой реванша так и не сумевшей реализоваться Мечты /тень/.
Во – вторых. Фильм не о криминальных разборках. Фильм о любви.
Очень тонко и правдиво показана первая встреча главных героев Артема и Вики. За формальностью происходящего события раскрываются первые целомудренные прикосновения божественного дара – любви.
В фильме напрочь отсутствует пошлость.
В – третьих. Актеры и роли. Отдельного рассмотрения заслуживает персонаж Андрея Панина – Вагит. Известный боксер в прошлом в ресторанной драке убивает вора в законе и вместо участия в олимпийских играх попадает в тюрьму. Для молодого талантливого спортсмена – это тяжелое испытание. Тюрьма оказывается не в состоянии сломать волю этого человека, но она ломает его душу. Выйдя из заключения, он решает взять реванш у собственной судьбы. И не понимает, что давно уже проиграл. Непотопляемая вера в свою победу только усиливает глубину личностной драмы.
Поначалу появление довольно примелькавшихся по телевизионным сериалам актеров несколько «коробит». Даже несмотря на несомненное мастерство Андрея Панина. Но затем соглашаешься с режиссером, сделавшим такой выбор. Мне кажется, они создают великолепный фон для двух главных героев, помогая им ярче раскрыться, «притянуть» к себе взгляд. А каким открытием стали абсолютно новые лица – Денис Никифоров и Елена Панова! Ничто не отвлекает от восприятия их на экране: ни сыгранные роли, ни фотосессии в глянцевых журналах. Ничто не мешает поверить в рассказываемую нам историю.
Поражает правдивостью чувств Елена Панова, сыгравшая в фильме Вику. Поражает настоящей мужской привлекательностью Артем в исполнении Дениса Никифорова.
Вообще в «Бое с тенью» все по- настоящему. Это одно из первых открытий для человека, почти смирившегося с тем, как прижились в сегодняшнем кино всевозможные компьютерные спецэффекты. Отсюда –
Четвертое. Кино. Изумителен своей простотой в самом хорошем смысле этого слова эпизод, начинающийся заводной собачкой, которую Артем дарит Вике. Первое осознание судьбоносности Первой встречи. Улыбки, солнце, шум листвы, опять улыбки, солнце, взгляды...Любовь. Две половинки кружат в водовороте рождающихся чувств, стремясь соединиться. А я оказываюсь захваченной врасплох своей первой кино – любовью – Антониони. Именно он, он напоминает о себе все это прекрасное мгновение. И я вместе с Денисом и Викой кружусь в этом солнечном хороводе. Вы встретите еще немало цитат, но каких, как! Это даже не реверанс, это низкий поклон кино, которое воспитывало и вдохновляло на «продолжение рода».
Пятое. Киножанры. Где – то ближе к концу фильма, когда все начинает подозрительно удачно складываться, вы вдруг задумываетесь: «Ну как же? Такой тонкий до сих пор режиссер и такие банальности под конец, как вовремя подоспевший к любимой Артем и вертолет ФСБ! А, - догадываетесь вы, - да ведь это реверанс киножанрам, до сих пор удачно продемонстрированным. И под конец – дань боевикам, одна большая жирная цитата. И вы успокаиваетесь от собственной проницательности. Но не мы, зрители, такие проницательные. Просто режиссер умный. Здесь нет ничего случайного. Я еще вернусь к этому.
Шестое. Конец фильма. Очень нравится конец, очень. Великолепно расставлены все акценты: на друзьях, врагах, любимых.
Артем повторил – таки судьбу своего наставника, как того хотел Вагит. НО по – другому. Выходы из мрака всегда есть. И их больше, чем один. Артем выиграл свой бой. Не тот, на ринге, по – зрелищному страшный, но настоящий – в жизни.
Седьмое. Операторская работа в фильме буквально завораживает. Первое, самое восхитительное – боксерский поединок. Грубый, страшный, кровавый, красивый и очень чувтвенный.
Последнее – конец фильма. Небо, облака. Север, скупой пейзаж. Снег, много снега. За ним всегда приходит весна и новая жизнь…
Восьмое. Музыка.
Отдельного внимания заслуживает музыкальное сопровождение фильма. Именно сопровождение, поскольку она не прекращается практически ни на минуту. Заслуга здесь принадлежит композитору Алексею Шельгину. Такого потрясения я не испытывала со времен Джармушевского «Мертвеца». Почти гипнотическое воздействие музыки помогает избавиться от всего лишнего, что было в вас до просмотра фильма. Вы теперь полностью в ее власти. Она не отпустит до прощальных титров, сбивая с вас «шелуху» обыденности, помогая заглянуть глубоко внутрь себя.
Послесловие. Может быть все ЭТО сон, неожиданно приснившийся мне? Я еще не проснулась, я пребываю в Фантазии?
Но мне кажется, что этот фильм – это настоящее Посвящение настоящему Кино, которое есть настоящая Любовь режиссера Алексея Сидорова.
P.S.: 1. Отдельное спасибо Алексею Сидорову за самый «вкусный» поцелуй, который я когда – либо видела в кино!
2. Моей ошибкой было смотреть фильм на DVD. Его нужно смотреть на большом экране. Но я не жалею. Ведь и свою первую кино-любовь – Антониони я впервые увидела на экране телевизора. Магия настоящего Кино!