Идущий » 21 сен 2010, 13:14
Виват, Анна: Прощайте, гардемарины
Спустя два года после безмолвного выпуска этого фильма в прокат (был он там на самом деле или нет, остается для меня загадкой), мне наконец-то удалось посмотреть седьмой эпизод Светланы Дружининой из серии «Тайны дворцовых переворотов» под названием «Виват, Анна!». Для начала следует сказать, что я являюсь безоглядным фанатом киноэпопеи, затеянной «мамой» гардемаринов в середине смутных 90-х, в полное безденежье и упадок отечественного кинобизнеса. С упорством и любовью Дружинина в соавторстве со сценаристом Павлом Финном создавала 6-серийную историю о жизни и смерти маленького Петра II, замученного до смерти дворцовыми интригами, участников которых изобразили Сергей Шакуров, Александр Беленький, Алексей Жарков, Владимир Ильин и другие блестящие актеры. Промашки с кастингом у Дружининой случаются редко, промашки со сценарием еще реже. Таким образом, при почти полном отсутствии средств режиссеру удавалось приглашать лучших актеров на их роли почти за бесплатно, использовать в качестве декораций музейные экспозиции, доступ к которым многим кинематографистам закрыт даже за деньги, а из-за отсутствия денег на композитора приходилось вставлять в фильм мелодии Чайковского и Малера (Роман Дормидошин объявился только к пятому фильму). В итоге талант и харизма побеждают трудности и на выходе имеем крепкое, цельное и интересное историческое кино, у которого есть понятные трудности с прокатом, но нет таковых с телезрителем (мне же волею судеб удалось посмотреть часть киноэпопеи в кино). Естественно, на смерти Петра II Дружинина и не собиралась останавливаться, поскольку эпоха дворцовых переворотов не закончилась, впереди еще много интересного. И в 2008 году представила вниманию новый фильм, под названием «Виват, Анна!», повествующий о приходе к власти Анны Иоанновны и начала эпохи под названием «бироновщина».
Приступая к просмотру, я несколько недоумевал по поводу названия фильма, изначально заявленного в стилистике эпопеи как «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-й. Фильм 7-й. Виват, Анна Иоанновна!» и вдруг переименованного в «Виват, Анна!». Объяснив себе это тем, что фильм, скорее всего, пытались выпустить в прокат как самостоятельное произведение, а это вряд ли было бы возможно при первом варианте, я начал просмотр с легким сердцем, ведь это была та же Дружинина, тот же Финн, тот же Мукасей.
Увы, те да не те. Оказывается, для переименования была и иная причина: Дружинина почти полностью сменила стилистику фильма, подход к драматургии и постановке. И возможно, для этого были причины, но качество исполнения, честно говоря, мне непонятно. С легкостью творца Дружинина, на мой совершенно субъективный взгляд, существенно минимизировала все плюсы киноэпопеи.
Во-первых, предыдущие шесть фильмов были построены по совершенно простой формуле: главными героями являются исторические персонажи и только они, с ними происходят все перипетии, переживания, болезни и смерти. Перед глазами оживают Петр Великий в неожиданном исполнении Николая Караченцева, Меншиков, как одна из лучших ролей Сергея Шакурова, Наталья Егорова в роли Екатерины I, а кроме того семейство Долгоруких, барон Остерман, Петр II и другие интересные личности. Что мы видим в новом фильме? Замечательнейшим персонажам: Анне Иоанновне, в исполнении блестящей Чуриковой, и Бирону – Александру Лазареву мл. отведено катастрофически мало времени. Все остальное время занимают товарищи Юсупов, Сумароков и Мадлен, а также ее папа (уж, простите, не знаком с их историческими прототипами). Зачем? Это уже во-вторых.
Во-вторых, первые шесть фильмов были чем угодно, но не авантюрным кино. Им это и не нужно было: весь накал достигался при помощи сложных взаимоотношений персонажей, психологией их решений, а также личных и исторических последствий их решений. Видимо, желая наконец-то привлечь к фильму внимание прокатчиков, Дружинина удалила на второй план историю с психологией, введя в сценарий много-много (реально много) погонь, драк и любовных сцен. Для этой цели и понадобились, видимо, вышеупомянутые Юсупов, Сумароков и Мадлен. Из всего экранного времени, уделенного этим персонажам, вызывает интерес только история фанатичного до истерики противостояния первых двух, олицетворяющего, по видимому, то, как вечно борются в нас верность Родине и здравый смысл. Все остальное, включая все весьма однообразные погони, любовь Сумарокова и Мадлен, до ужаса надуманы и как будто вставлены в фильм в последний момент, поскольку к сюжету они никакого отношения не имеют. Как собственно и сам персонаж Мадлен в исполнении Алсу, непонятно зачем присутствующий в кадре.
В-третьих, как уже упоминалось выше, в первых шести фильмах музыка – это дуэт Чайковского с Малером, а позднее весьма неплохие композиции Романа Дормидошина (хотя и записанные в студии, судя по звуку, но это модно, см. Корнелюк). И этого достаточно, там и так информации на зрителя вываливаются тонны. Здесь же совершенно ни к селу, ни к городу присутствуют песни, причем безликие, вставленные в фильм неаккуратно, без начала и конца. Написаны они, судя по титрам, специально для фильма, видимо, чтобы дополнить дух авантюрного кино. Производят же они обратный эффект, поскольку звучат ни к месту, как и вышеупомянутые сценарные вставки.
В-четвертых, фильм добивает весьма странный монтаж: какие-то немотивированные вставки одних и тех же кадров в разных частях фильма, общее ощущение недоделанности и спешки.
В итоге, мы имеем небольшую часть хронометража, которая все же отведена под то, чем раньше были «Тайны дворцовых переворотов». Это те самые дворцовые интриги и хитросплетения, интересно прописанные и прекрасно поставленные. Это те самые исторические персонажи, сыгранные настолько хорошо, насколько позволило экранное время, а Чурикова даже в таком хронометраже умудрилась создать по-настоящему запоминающуюся личность, хорош и Лазарев-мл. Исторические эпизоды в общем и целом прекрасны, по-дружинински веселы, ироничны, немножко гротескны и нервозны, а почерк мастера в своем деле чувствуется за версту. И конечно, замечательный Шалевич, читающий закадровый текст, который уделывает своей харизмой добрую половину персонажей. И это все.
Прошу меня понять, я не против авантюрного кино, я всеми руками за. Я фанат «Гардемаринов» и «Мушкетеров» до конца моих фанатских дней. Но наследием легендарного фильма, от которого этому произведению досталась только часть названия, и не пахнет, поскольку авантюрная составляющая не является здесь частью сценарного узора, как это было когда-то в тех самых «Гардемаринах». И зачем было делать это так топорно человеку, который съел на этом не одну собаку, и зачем было делать это с фильмом, который изначально как авантюрное кино и не предполагался, мне ну совершенно непонятно.
Да простит меня за этот отзыв Светлана Сергеевна, к которой я относился и отношусь с уважением. Я по-прежнему благодарен ей за «Гардемарин» и «Тайны дворцовых переворотов». Но «Виват, Анна!» я к своему глубочайшему сожалению пересматривать больше не буду. Ну, только в том случае, если выйдет режиссерская версия, в которой не будет заигрываний с прокатчиками, а вернется та самая блестящая киноэпопея, которая так дорога зрителю.
/Идущий/
Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе